«Подавляющее большинство домов голосует однородно»
Число желающих войти в программу реновации удвоилось за сутки
По данным общественного штаба по контролю за реализацией программы реновации на 8 июня, уже 256 домов, не вошедших в предварительные списки, проголосовали на общих собраниях собственников (ОСС) за включение в программу. Напомним, еще 7 июня штаб насчитывал 131 такой дом. Эксперты штаба утверждают, что «конфликтных» домов, где возникают стычки собственников, остается все меньше, а подавляющее большинство проголосовавших выступает за вхождение в программу. При этом в штабе признают существование проблемы фальсификаций документов ОСС и правовую коллизию, связанную с фактическим решением судьбы собственности противников сноса большинством голосов его сторонников.
8 июня на брифинге штаба по контролю за реализацией программы реновации при Общественной палате Москвы подвели промежуточные итоги голосования жителей за и против включения их домов в планы сноса и расселения. По данным штаба, уже 4113 домов из числа предварительно включенных в список почти единогласно проголосовали за включение в программу. Напомним, по предварительным данным портала мэрии Москвы mos.ru, проголосовавшими могут считаться пока более 500 домов из 4,6 тыс. предварительно включенных в программу, причем более 110 домов высказались против участия в ней. 6 июня мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о том, что, по предварительным данным, около 90% голосовавших поддерживают участие в программе, и подтвердил, что решение об отказе от участия приняли около 100 домов. Штаб, в свою очередь, заявил 8 июня о 159 домах, проголосовавших против участия в программе через портал «Активный гражданин» и в МФЦ. Еще 17 домов вышли из программы по итогам общих собраний собственников (ОСС). Кроме того, 256 домов из числа не вошедших в предварительные списки проголосовали за включение в программу. Напомним, еще 7 июня штаб насчитывал 131 такой дом.
Председатель Общественной палаты Москвы Константин Ремчуков заявил, что «голосование носит беспрецедентный характер»: по его данным, уже проголосовали более 60% от всех квартир, вошедших в предварительные списки. В 87% домов (3961 дом) проголосовали более 50% квартир. Господин Ремчуков считает, что голосование не приводит к конфликтам между противниками и сторонниками сноса: «Многие предсказывали, что реновация вызовет гражданскую войну. Но на сегодняшний день результаты голосования показывают, что сценарий гражданской войны не состоялся, потому что подавляющее большинство домов голосует однородно».
Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации при ОП Москвы был создан 11 мая этого года для ведения мониторинга ситуации вокруг программы реновации, осуществления контроля за соблюдением прав граждан и профилактики возможных конфликтов. За время работы штаба эксперты выезжали на ОСС 55 раз. Глава штаба Александр Козлов сообщил, что на 36 собраниях из тех, которые посетили эксперты, большая часть жителей голосовала против вхождения в программу. При этом проверил штаб пока только 17 протоколов ОСС.
Как заявил член ОП Москвы Павел Данилин, отвечая на вопрос корреспондента “Ъ”, члены штаба «ни в коей мере не вмешиваются в выбор граждан»: «Мы только отвечаем на вопросы, консультируем, но никак не агитируем». Представителям управ, которые агитируют жителей вступать на ту или на иную сторону, представители штаба напоминают, что руководство мэрии Москвы дало четкое указание никакой агитации не проводить. Господин Данилин признает, что часто агитацией занимается «старший по дому», который может быть «советником главы управы»: «Такое происходит, да. Но старший по дому — это человек, который знает все о состоянии дома в отличие от большинства жителей. Когда старшие по дому занимаются агитацией, люди думают, что их агитирует управа. Это не управа, это частная инициатива». Господин Данилин уточнил, что «проблемных домов с какими-то конфликтами не так много»: по его словам, ни на одном ОСС из тех, где присутствовали члены штаба, драк не было.
Юрист общественного штаба, заместитель исполнительного директора Ассоциации организаций содействия развитию просвещения в сфере ЖКХ «Школа грамотного потребителя» Роман Иванов объяснил, что одна из причин конфликтов на ОСС — в отсутствии практики проведения общих собраний. Господин Иванов напомнил, что в соответствии с Жилищным кодексом любой собственник в любое время может инициировать собрание с любой повесткой, в том числе по вопросу реновации. Однако сейчас появилось огромное множество фальсифицированных документов для якобы заочного голосования, которые не имеют никакого отношения к ОСС. Их собственники обнаруживают либо в почтовых ящиках, либо закрепленными за ручку двери в квартиру. Откуда появляются эти бланки, представители общественного штаба не знают и советуют все необходимые для ОСС документы скачивать с их официального сайта.
Также Роман Иванов пояснил, что общее собрание не правомочно решать судьбу отдельной квартиры, но может решать судьбу дома. «Однако все-таки получается ситуация, что большинство определяет судьбу меньшинства. Это проблема, которая сейчас волнует всех. Это открытый вопрос, который должен решить законопроект»,— считает господин Иванов. Напомним, 9 июня проект федерального закона о реновации рассмотрят во втором чтении депутаты Госдумы.
Роман Иванов видит «большой плюс» в высокой активности граждан, собирающих ОСС: «Люди наконец-то поняли, что именно они решают судьбу своего дома, ни префект, ни управа, ни мэр».
Конфликтную ситуацию в районе Метрогородок 30 мая, когда во время ОСС один из его участников напал на активиста инициативной группы против сноса из того же района Екатерину Меньшову, пришедшую посмотреть, как проходит голосование у соседей, прокомментировали эксперты штаба Татьяна Михайлова и Александр Шарлай. По их словам, присутствие на ОСС активистов со стороны незаконно. «Она (госпожа Меньшова.— “Ъ”) не является ни блогером, ни журналистом, ни приглашенной. По закону все, кто пришел на ОСС, должны зарегистрироваться. Составляется реестр приглашенных. А вот так со стороны стоять, смотреть, высказывать свое мнение — это провокация»,— заявил господин Шарлай. Как сообщила “Ъ” сама Екатерина Меньшова, на собрание ее пригласил один из собственников. Нескольких участников ОСС раздражала видеосъемка, которую она вела, и один из них ударил ее ногой в живот.
Конфликт перерос в фактическое избиение госпожи Меньшовой и закончился вызовом полиции. По ее словам, она написала заявление о нападении, но сотрудники ОВД пока с ней не связывались. По данным “Ъ”, конфликты сторонников и противников, доходившие до рукоприкладства, имели место и в ряде других районов Москвы.
Юлия Ахмедова