Пикеты у Госдумы переросли в стихийный митинг
Противники программы реновации зачитали Конституцию и спели песню
Сегодня перед Госдумой прошла несанкционированная акция противников реновации. Около ста человек потребовали полной отмены программы реновации сноса в Москве. Нескольких участников митинга задержала полиция.
Утром перед входом в здание Госдумы начали собираться активисты партии «Яблоко» и другие противники реновации. Люди попеременно становились у двери с плакатом антиреновационной направленности. В основном зеленели «яблочные» транспаранты. «Госдума поправками пытается завуалировать суть закона — нарушение конституционного права на неприкосновенность частной собственности»,— пояснил “Ъ” владелец непартийного транспаранта Глеб Карандин. Он сказал, что его дом, крепкая «сталинка» в Сокольниках, попал в первую волну сноса, однако жилье удалось отстоять. Жительница дома 10, кор. 1 на Чонгарском бульваре Анастасия Киселева тоже категорически против реновации: «Площадки, где будут строить дома для нас, нам показывали — место мне не нравится, на окраине района, другая ветка метро, другие соседи, другая этажность. К тому же мой дом на 2015 год, по официальным данным, имел всего 40% износа».
В стороне яростно спорил с пикетчиками Виталий Сушков с Вяземской, дом 13. Он рассказал “Ъ”, что его дом попал в программу реновации, проголосовали пока меньше половины жителей, причем почти четверть квартир снимают, а дом буквально разваливается. Господин Сушков сказал, что верит власти, а если она обманет, то народ поднимется. «Это,— кивнул Виталий Сушков на пикетчиков,— не народ, это его крупица, это “Яблоко”, им бы только расшатать общество, а власти нужна стабильность. Для жителей нашего дома подготовили хорошие новостройки на улицах Красных Зорь и Ржацкой».— «А вы где работаете?» — «В управлении делами президента. Водитель».
Людей становилось все больше, ни о какой разрешенной дистанции в 50 м от пикетчика до пикетчика речи не шло. Толпа начала скандировать «Закон отозвать!», фактически пикет перерос в митинг. Подошли противники реновации с исписанными лозунгами листиками, всего пять человек. Они держались вдалеке, но вместе, что тоже нарушало правила проведения пикета. Два полицейских попытались забрать девушку с плакатом, но протестующие обступили ее и сцепились руками. Полицейским пришлось переключиться на задачу попроще: трех сторонников реновации попросили удалиться и разрешили остаться лишь одному пикетчику. Протесты же зазвучали еще громче, проходивших депутатов освистывали и обзывали «ворами».
Вскоре подъехали два автозака, в толпу влилась серая струя ОМОНа. Полиция скрутила председателя московского отделения партии «Яблоко» Сергея Митрохина, а за ним еще одного «яблочника» — Антона Антонова-Овсеенко и двух девушек. ОМОН начал теснить протестующих от входа в Госдуму. Митингующие, наконец, поняли, что нарушают правила пикетирования, и вместо выкрикивания лозунгов запели гимн Москвы. Когда ОМОН создал безопасный коридор для депутатов, к ним подошла пенсионерка с плотно исписанным плакатом. К ней ринулись сразу пятеро полицейских, но не решились препятствовать пожилой женщине.
Противники разбились на группки и живо обсуждали наболевшее. Между ними сновали волонтеры с петициями: против реновации, против вырубки парка в усадьбе Строгановых, против переноса детских садов в Лефортово, на некоторых петициях не было разъяснительного текста, и люди просто ставили подпись. Отдельно от толпы стоял журналист из Чувашии. Он устроил пикет против депутата Госдумы РФ Валентина Шурчанова, который, по словам пикетчика, не хочет обращать внимания на коррупцию в республике. С другой стороны от антиреноваторов протестовала против «грабительской» ипотечной системы девушка. Из здания Госдумы вышел на беседу с жителями пятиэтажек 35-летний помощник депутата от ЛДПР, назваться он отказался. «Не вижу в этом смысла»,— пояснил он.
Ближе к полудню полиция отпустила задержанных «яблочников». Вскоре из автозака вернулась одна из задержанных девушек, Анастасия Медникова. «Со мной была еще женщина,— сообщила девушка.— Нас отвезли в Георгиевский переулок, провели разъяснительную беседу и отпустили. В переулке стояли человек сто с плакатами за реновацию, их никто не разгоняет. Нас же назвали марионетками Навального». Корреспондент “Ъ” отправился в Георгиевский переулок, но застал там только очередь в приемную Госдумы и взволнованного фермера Евгения Новикова, тоже с плакатом, но по другому поводу — его землю захватывают рейдеры.
Тем временем на Охотном Ряду господа Антонов-Овсеенко и Митрохин с видом победителей снова подняли один за другим зеленые транспаранты и в той же последовательности вернулись в автозаки. Разъяренная пенсионерка атаковала полицейский ПАЗ, но ее быстро образумил спутник. Однако пожилая женщина не угомонилась, взяла Конституцию РФ, встала перед омоновцами и зачитала: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Все камеры обратились к ней, с помощью спутника она взобралась на парковочный столбик и, точно Ленин на броневике, принялась читать брошюрку от корки до корки. Людей на Охотном Ряду заметно поубавилось, но декламатора это не беспокоило. Позади на заборе развевались на ветру красно-белые оградительные ленточки.