Средиевроморская армада
Брюссель намерен применить свои законы к Nord Stream 2
Еврокомиссия пытается распространить свои правовые нормы на все Балтийское море. Брюссель, обеспокоенный намерением "Газпрома" проложить через Балтику в Германию газопровод Nord Stream 2, может предложить РФ переговоры о юридическом статусе проекта. Их цель — убрать "правовой вакуум", под которым понимается невозможность контролировать морские импортные газопроводы по энергозаконодательству ЕС. Nord Stream 2, как и другие подобные проекты, не попадает под юрисдикцию Евросоюза, и Москва, считают источники "Ъ", вряд ли согласится на переговоры с Брюсселем, способные затянуть реализацию проекта "Газпрома".
Еврокомиссия (ЕК) в пятницу направила Совету Евросоюза запрос на получение мандата на переговоры с РФ по проекту "Газпрома" Nord Stream 2. Строительство трубы из России в Германию по дну Балтики мощностью 55 млрд кубометров газа должно начаться в 2018 году и завершиться в конце 2019 года.
Основной вопрос, интересующий ЕК,— соблюдение недискриминационных правил управления газопроводом с надлежащим уровнем нормативного надзора по принципам международного и европейского законодательства. Вице-президент ЕК по Энергосоюзу Марош Шефчович отметил, что "Nord Stream 2 не способствует целям Энергосоюза (общие принципы построения энергополитики ЕС.— "Ъ")", и ЕК надо "убедиться, что он будет работать прозрачным образом" и соответствовать правилам энергорынка ЕС. Еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете отметил, что Nord Stream 2 "не может и не должен существовать в правовом вакууме или только в соответствии с энергетическим законодательством третьей страны". По его словам, Брюссель хочет обсудить с РФ специфический режим, в рамках которого к газопроводу применят ключевые принципы энергетического законодательства ЕС.
Правовые рамки выдачи мандата заданы статьей 194 Договора о функционировании ЕС. На практике подобные вопросы обсуждаются советом министров энергетики ЕС или на саммите глав государств ЕС. Решение принимается, как правило, консенсусом. Если его нет, то нужно квалифицированное большинство — 72% голосов стран--членов ЕС (21 из 28 стран), если те представляют не менее 65% населения союза. Против Nord Stream 2, по которому "Газпром" хочет перенаправить газ, который сейчас идет в Западную Европу транзитом через Украину, выступали Польша, Дания и страны Балтии.
Кроме того, Nord Stream 2 вызывал беспокойство в Центральной Европе (например, у Словакии): здесь страны могут потерять статус транзитных или опасаются проблем с поставками газа по северному маршруту.
Ближайшее заседание министров энергетики состоится 26 июня, пока вопроса по Nord Stream 2 в повестке нет, но собеседники "Ъ" на рынке признают, что вопрос может быть включен. Как отмечает собеседник "Ъ" на рынке, у ЕК нет влияния на Nord Stream 2, она не может заставить "Газпром" подчиняться европейским правилам и нормам Третьего энергопакета ЕС, так как на морской газопровод не действуют правила внутреннего рынка ЕС. Источник "Ъ" в одной из европейских компаний — партнеров "Газпрома" по Nord Stream 2 считает, что, если мандат будет получен и ЕК попытается навязать правила регулирования, будет нарушен весь законодательный режим ЕС. Другой собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, считает, что Брюссель рассчитывает с помощью переговоров затянуть строительство трубы. При этом, отмечают источники "Ъ", РФ не обязана вступать в переговоры и может от них отказаться без последствий для себя.
В компании-операторе трубопровода Nord Stream 2 AG не видят необходимости в переговорах, так как уже есть "всеобъемлющая правовая база, регулирующая Nord Stream 2 и другие приходящие трубопроводы". Компания также заявила, что "нет никакого правового вакуума в противовес политически мотивированным утверждениям ЕК". Представитель Nord Stream 2 Себастьян Засс напомнил, что немецкий регулятор Bundesnetzagentur (согласовал проект газопровода.— "Ъ") подтвердил, что "нет правового пробела, который необходимо заполнить". Инициатива ЕК "провоцирует юридическую неопределенность там, где ее нет, и подрывает рыночный подход", говорят в компании-операторе, и это опасный прецедент для любых инвестиций в коммерческую инфраструктуру в ЕС.
В Nord Stream 2 AG напоминают, что в Европе есть шесть сопоставимых импортных газопроводов, к которым применяется аналогичный правовой режим. Речь может идти, например, о Транссредиземноморском газопроводе из Алжира и Туниса в Италию, газопроводе Магриб--Европа из Алжира и Марокко на Пиренеи и других проектах. "Особая правовая база" для одного трубопровода будет ущемлять основополагающий принцип равного отношения, отмечают в компании-операторе.
Екатерина Ващилко из адвокатского бюро А2 замечает, что как проходящие по морю участки Nord Stream 2 не подпадают под нормы Третьего энергопакета ЕС, они регулируются законами страны или остаются в процессуальном вакууме. "ЕС уже технически согласовал проект и вполне имеет право обратиться к РФ с обсуждением уточнения правового статуса участков. Это подразумевает международное право в трансграничных проектах",— считает она. Скорее всего, Москве будет предложено подписать ряд правовых документов по особому статусу участков с применением правил европейского законодательства. Это не значит, что таким образом комиссия найдет новые доводы по его приостановке, считает госпожа Ващилко, но в новом правовом определении статуса Nord Stream 2 Еврокомиссия, очевидно, будет предлагать не самые выгодные опции, основываясь на опыте работы по Nord Stream (действует с 2011 года). Управляющий партнер юрфирмы "Надмитов, Иванов и партнеры" Александр Надмитов полагает, что разногласия между Россией и ЕС в отношении стратегически важного ресурса для обеих сторон порождают необходимость проведения серьезных переговоров.