В бюджет долили нефти
Госдума одобрила его новую редакцию
Госдума вчера приняла в первом чтении законопроект о правке бюджета-2017, призванный привести действующий финансовый план страны в соответствие с реальной экономической ситуацией. Реалистичность новой версии параметров госказны, однако, вызвала сомнения у экспертов — Счетная палата вчера усомнилась в адекватности прогнозирования трех заложенных в основу бюджета базовых макропоказателей: рост ВВП, цена нефти и курс рубля.
Весенне-летняя правка действующего бюджета — традиционное занятие для правительства и Госдумы. Фактический бюджет никогда не вписывался в изначально установленные для него рамки. Чаще всего это происходило намеренно — в тучные годы Минфин еще на этапе принятия закона занижал доходы, оберегая их отраслевых лоббистов. В кризис 2015-2016 годов бюджет, напротив, приходилось резать на ходу. Традиция правки казны по итогам первых трех-четырех месяцев исполнения была нарушена лишь в прошлом году. В правительстве тогда долго не понимали, что будет с нефтью (в начале прошлого года цена Urals опустилась ниже $30 за баррель), так что бюджет-2016 правили уже по факту его исполнения — в ноябре.
В этом году цена нефти относительно стабильна и заметно выше заложенного в бюджет уровня $40 за баррель. Фактическая цена Urals по итогам января--мая превышала $51, однако осторожный Минфин в поправках готов поднять среднегодовую цену лишь до $45,6 за баррель. Но и это дает Минфину возможность без особых рисков скорректировать триаду доходы--расходы--дефицит. Чтобы сделать казну более сбалансированной и уберечь и без того изрядно похудевший Резервный фонд от полного проедания, расходы обновленного бюджета в правительстве решили поднять не так сильно, как прогнозные доходы. Если поступления увеличиваются на 1,2 трлн руб., или на 9% (до 14,7 трлн руб.), то траты — лишь на 0,4 трлн, или на 2% (до 16,6 трлн руб.). Такое несимметричное повышение позволит Минфину сократить ожидаемый по итогам года дефицит с 3,2% до 2,1% ВВП.
На 1,2 трлн руб. дополнительных доходов на долю подорожавшей нефти (и немного экспортируемого природного газа) приходится почти две трети прибавки — 719 млрд руб. Еще плюс 472 млрд руб.— это ненефтегазовые доходы. Представляя вчера проект в Госдуме, министр финансов Антон Силуанов объявил: в 2017 году бюджет достиг максимальной за последние девять лет устойчивости к перепадам нефтяных цен. Обосновал он это снижением ненефтегазового дефицита, который справочно подсчитывается без учета доходов от нефти и газа: этот показатель уменьшится на 0,6 процентного пункта, до 8,4% ВВП.
Отметим, что такие рассуждения о сползании с нефтяной иглы несколько лукавы — сырьевая зависимость механически снижалась вместе с падением цены нефти, а с ее восстановлением вновь стала расти. Это в своем заключении на проект отмечает и Счетная палата (СП) — доля нефтегазовых доходов в общем объеме поступлений в новой редакции вырастает с 37,4% до 39,3%, ненефтегазовых — снижается с 62,6% до 60,7%. Если цена нефти будет стоить около $50 за баррель, как сейчас, зависимость от сырьевых доходов только возрастет. Выступившая вслед за Антоном Силуановым глава СП Татьяна Голикова заметила, что новая оценка стоимости Urals консервативна: госаудиторы полагают, что если курс и цена на нефть сохранятся на уровнях пяти месяцев года, "то, по самым грубым оценкам, федеральный бюджет получит от 120 млрд до 130 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов".
Поскольку налоговые доходы с добытой и проданной компаниями нефти бюджет получает в рублях, сумма поступлений будет зависеть еще и от курса национальной валюты. Минфин настаивает: она вот-вот начнет ощутимо слабеть — в новой редакции доллар стоит 64,2 руб. Пока же рубль заметно крепче — по итогам января--мая средний курс составил 58,02 руб./$. "Обозначенная в прогнозе цифра означает серьезное ослабление рубля уже начиная с июня текущего года, что представляется маловероятным",— заявила вчера Татьяна Голикова.
Не вызвал доверия у СП и еще один базовый для бюджета макропоказатель — прирост ВВП. В новой редакции он увеличен с 0,6% сразу до 2%. За счет чего будет достигнут такой рост, Минэкономики и Минфин не разъясняют, итоги первого квартала понимания также не дают — за первые три месяца ВВП, по оценке Росстата, добавил лишь 0,5%. "Для достижения заявленного необходимо, чтобы во втором--четвертом кварталах темпы роста ВВП превышали 2%. Это в сегодняшних условиях представляется крайне затруднительным",— подытожила глава СП.
Во втором чтении Госдума рассмотрит законопроект о правке бюджета-2017 16 июня, в третьем — 21 июня.