Дания охладела к электромобилям
Гражданам страны деньги важнее экологии
Пионер в области возобновляемой энергетики Дания потеряла интерес к электромобилям. Сразу после того, как в прошлом году правительство страны отказалось от налоговых льгот в пользу автомобилей на батарейках, их продажи в стране обвалились. Теперь правительство намерено ненадолго вернуть налоговые послабления.
Дания считается одним из мировых лидеров в области освоения экологически чистой энергии. И тем не менее именно на датском рынке электромобили чувствуют себя особенно плохо. Как следует из отчета Европейской ассоциации автомобильных производителей о состоянии рынка в первом квартале текущего года, продажи электромобилей обвалились сразу на 63,5%, притом что на всех основных рынках Европы наблюдается обратная тенденция (рост почти на 30%). Более того, нынешнее падение — лишь продолжение тенденции, начавшейся еще в прошлом году.
Все дело в принятом еще осенью 2015 года решении датских властей о постепенной отмене налоговых стимулов рынка электроавтомобилей. В Дании налоги на автомобиль необыкновенно высоки. При покупке автомобиля датчанин должен уплатить налог на регистрацию транспортного средства — 105% для автомобилей стоимостью до 79 тыс. датских крон и 180% для автомобилей дороже этой суммы. Единственным исключением из этого правила до прошлого года и были электромобили или автомобили с гибридным двигателем. Для них существовала нулевая ставка налога. Производители обычных автомобилей возмущались неравными правилами игры на рынке, и пришедшее к власти в 2015 году новое правительство Дании согласилось с этим и решило правила уравнять. С января 2016 года был введен налог на продажу электромобилей, который постепенно рос (в настоящее время он составляет 40% от стоимости автомобиля). Реакция последовала мгновенно. Налоговые послабления для электромобилей были сильно сокращены. Как итог, обвал рынка по итогам первого квартала прошлого года и всего 221 реализованный электромобиль против почти 2,5 тыс. кварталом ранее. А за первые три месяца 2017 года в стране было продано всего 85 подзаряжаемых автомобилей. Глава Альянса электромобилей Дании Лаерке Фладер считает, что новый налоговый режим «полностью уничтожил рынок», и признает: поведение потребителей показывает, что именно «цена действительно имеет значение», а не разного рода прекрасные мысли о защите природы.
Осознав всю тяжесть последствий, правительство Дании решило скорректировать свои планы в отношении электромобилей, правда, очевидной логики в его действиях не прослеживается. В соответствии с планами правительства нынешний 40-процентный налог на электромобили будет сокращен наполовину. Однако уже с середины 2019 года ставка 40% будет возвращена, а если эксперимент с сокращением ставки налога окажется успешным и число купленных в стране электромобилей достигнет 5 тыс. штук ранее 2019 года, то от него тогда и откажутся. Что же до будущего, то оно для электромобилей в Дании выглядит печально. В 2020 году покупатели будут доплачивать в казну 65% цены за автомобиль, в 2021-м — 90%, а еще через год размер налога на электромобиль сравняется с любым другим типом машин. Тогда, считают многие эксперты, можно будет уже совершенно определенно говорить о смерти датской индустрии электромобилей, которая появилась, надо сказать, на 20 лет раньше, скажем, автомобилей Tesla.
Первый датский электромобиль — Hope Whisper — был представлен широкой публике в 1983 году. А уже через два года власти приняли решение освободить электромобили от налога на регистрацию нового автомобиля, которым облагались и облагаются до сих пор все прочие виды машин. Тем не менее на количестве проданных автомобилей с электродвигателями это не особо сказалось — долгое время сказывалось банальное отсутствие приемлемого модельного ряда среди производителей и, разумеется, проблемы с инфраструктурой. К 2009 году в стране было реализовано меньше 500 электромобилей. А после этого правительство приняло программу по популяризации электромобилей, которые должны подзаряжаться за счет энергии, получаемой от возобновляемых источников. Продажи действительно серьезно увеличились. Так, например, в 2014 году было продано уже 1616 электромобилей (включая гибридные марки), а в 2015-м дилерам удалось реализовать более 4600 автомобилей этого типа. В 2015 году Дания входила в пятерку стран с наибольшей рыночной долей подзаряжаемых автомобилей (2,29%). Лидер в этой области — Норвегия, в которой такие автомобили в том же году занимали почти 23% рынка, а в прошлом — 29,1% (по данным сайта HybridCars.com). Норвежские власти не намерены менять своих порядков (там тоже действует программа стимулирования продаж электромобилей), как не намерены этого делать и другие скандинавские страны — Швеция и Исландия. В итоге Дании предстоит быть единственной скандинавской страной, не входящей в пятерку мировых лидеров.