«Кинотавр» утонул в «Проруби»
В Сочи продолжается кинофестиваль
На кинофестивале «Кинотавр» идут показы фильмов конкурсной программы. «Блокбастер» Романа Волобуева, «Тесноту» Кантемира Балагова и «Прорубь» Андрея Сильвестрова посмотрела Юлия Шагельман.
Конкурс «Кинотавра» открылся чем-то вроде скандала — перед показом фильма «Блокбастер» режиссер и автор сценария Роман Волобуев заявил, что снимет свое имя из титров прокатной версии из-за разногласий с продюсерами по поводу финального монтажа картины. Разумеется, это стало главной темой проводившейся на следующее утро пресс-конференции «Блокбастера». Однако узнать подробности того, как поссорился Роман Олегович с продюсерами Ильей Стюартом и Мурадом Османном, журналистам так и не удалось. Все участники вели себя настолько корректно, насколько это возможно в такой ситуации, хотя Волобуев и выразил надежду, что его случай станет началом дискуссии о правах режиссера в российском кино. Сейчас считается, что жесткое «выкручивание рук» со стороны продюсеров — это голливудская практика, что не вполне соответствует действительности. В Голливуде права режиссеров, хотя их и немного, строго регламентированы.
Однако, несмотря на разногласия творцов, представитель прокатчика «Блокбастера» (компании «Вольга») Сергей Некрасов результатами показа остался доволен и сообщил, что компания приняла решение увеличить количество экранов, на которые фильм выйдет 13 июля.
И действительно, фестивальный зал принял «Блокбастер» с искренним удовольствием. Неизвестно, как бы выглядела режиссерская версия (по словам Волобуева, ее не существует в виде, пригодном для показа), но то, что зрители увидели на «Кинотавре» — редкий для нашего кинематографа пример качественного и неглупого жанрового фильма. Это криминальная комедия о двух девушках в поисках счастья, своего рода «Тельма и Луиза» по-русски.
Телеведущая Лиза (Светлана Устинова) давно променяла мечты юности на обыкновенную московскую жизнь — работу, бойфренда, однушку с мебелью из IKEA. Но однажды рушится и это — распускающий руки коллега достает окончательно, окружающие, почти не скрываясь, сплетничают о возрасте Лизы, пластических операциях и неудачах, бойфренд изменяет с более молодой и свежей пассией. Лиза оказывается в придорожном кафе райцентра Электроугли, где влипает в историю с ограблением точки микрокредитования. Дерзкая и резкая грабительница Наташа (великолепная Анна Чиповская) увлекает осторожную Лизу в дивный новый мир криминального блокбастера с меланхоличным копом (простите, следователем), мечтающем о карьере писателя (Евгений Цыганов), комическими бандитами, загадочным наемником — этаким Антоном Чигуром в хипстерских очках, пистолетами, погонями, мотелями и макгаффином в виде пропавших трех миллионов. Да, это очень похоже на классическое американское кино, но кто не мечтал хоть раз в таком оказаться? В то же время «Блокбастер» до предела насыщен актуальными приметами времени, делающими всю эту историю живой и узнаваемой, отражающими тот самый «цайтгайст», который позволяет компании «Вольга» рассчитывать на успех фильма в прокате.
Во второй день фестиваля были представлены два фильма, как будто прибывшие из разных вселенных. Первый из них — дебютная картина Кантемира Балагова «Теснота», получившая приз ФИПРЕССИ на прошедшем Каннском фестивале. 26-летний выпускник кабардино-балкарской студии Александра Сокурова открывает новую для российского кино территорию. Действие фильма происходит в 1998-м году в Нальчике, и время и место показаны на экране очень точно — от поддельных спортивных костюмов Adidas и песен Тани Булановой до невыносимого видео с убийствами российских солдат в Чечне, которое смотрят герои с замыленной кассеты. Теснота здесь физическая — малогабаритные квартиры, душные подсобки заправок и автомастерских, узкие дверные и оконные проемы — все это дополнительно подчеркнуто некомфортным форматом кадра 1,33:1. Зритель начинает задыхаться так же, как главная героиня фильма, Илана (блестящая работа дебютантки Дарьи Жовнер), которой тесно в рамках, задаваемых еврейской общиной, внутри которой живет семья девушки. Желание вырваться, куда угодно, пусть даже к недалекому кабардинцу, совсем не склонному к проявлениям нежности, осложняется тем, что младшего брата Иланы похищают и требуют выкуп. Родители готовы пожертвовать ради любимого сына всем, в том числе и счастьем дочери.
«Теснота» — история очень личная (об этом сообщают открывающие титры), но в то же время универсальная. В конечном счете, она не о 1990-х, не о евреях, русских и кабардинцах, а о невозможности настоящей свободы там, где даже самые близкие готовы задушить друг друга невыносимой любовью.
Третий показанный конкурсный фильм «Кинотавра» — «Прорубь» Андрея Сильвестрова, позиционировавшийся как произведение современного искусства. В основу картины легла пьеса в стихах Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, разоблачающая разрушительное влияние телевидения на современное общество. Телевизор в картине предстает настоящим зомбоящиком — одурманенные зрители, не отрываясь, пустыми глазами смотрят в экран, на котором происходит какая-то дичь с водолазами в крещенских прорубях и говорящей щукой. Замысел фильма далеко не настолько оригинален, как того хотелось бы авторам (оболванивающее телевидение к 2017 году не высмеял и не обличил только ленивый), да и воплощение вышло ему под стать. Натужные шутки про фрилансеров-алкоголиков и фанатов ЗОЖ здесь совершенно уровня «Аншлага». Представляя фильм, режиссер особенно подчеркивал его небольшой хронометраж — всего час, но и его высидеть в зале оказалось совсем не просто.
В первые фестивальные дни состоялись и два очень разных специальных события — показы кинотеатральной версии фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского» и каннского хита Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Еще одно доказательство желания создателей «Кинотавра» отразить на фестивале российское кино во всех его проявлениях.