Из ряда вон выдающиеся
В Кремле наградили лауреатов премии за самые серьезные достижения
В понедельник Владимир Путин вручил в Кремле премии за выдающиеся достижения в области науки и технологий, литературы и искусства, а также гуманитарной деятельности. За тем, что говорил президент, что — лауреаты, и как в Георгиевском зале неожиданным образом раскрылась тема изучения Вселенной в общем и черных дыр в частности, наблюдал специальный корреспондент “Ъ” Иван Сафронов.
За полчаса до начала торжественной церемонии в Большой Кремлевский дворец направлялись десятки людей: многие из них, конечно, хотели получить награду из рук Владимира Путина, но список был определен заранее, и шанса войти в него больше ни у кого не было. Гостей было много, и они были разными: певица Диана Гурцкая трогательно рассказывала о том, что для нее значит День России, владелец «Реновы» Виктор Вексельберг оживленно беседовал с главным раввином РФ Берлом Лазаром, вице-премьер Аркадий Дворкович под вспышки фотокамер надевал пиджак прямо на ходу. Мэр Москвы Сергей Собянин, спокойно вошедший в холл, был вынужден ускориться: поводом стало слово «реновация», раздавшееся примерно в пяти метрах от него. Спикер Госдумы Вячеслав Володин с загоревшим лицом на вопрос: «Как будете отмечать День России?» лишь загадочно улыбнулся. Цепочкой шли в зал силовики: генпрокурор Юрий Чайка, глава Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, председатель СКР Александр Бастрыкин… Все они хранили молчание, хотя сомнений в том, что каждому из них было что рассказать, ни на секунду не возникало.
Тем удивительнее было услышать ответ директора ФСБ Александра Бортникова на вопрос о митинге, который оппозиция намеревалась провести на Тверской улице в Москве: «Угрозы безопасности не вижу, нужно всем соблюдать закон». В последний раз с прессой глава спецслужбы кратко общался после теракта в петербургском метро, а до этого — лишь в июле 2016 года, рассказав о мерах безопасности, которые будут приняты во время чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Более общительной, чем генерал Бортников, была вдова первого президента РФ Наина Ельцина: «Это (митинг.— “Ъ”) право наших людей, на то у нас и свобода». Пока она отвечала на вопросы, рядом появился режиссер Никита Михалков, который несколько раз, в том числе и с трибуны СФ, критически высказывался в адрес екатеринбургского Ельцин-центра. Спора не случилось: увидев госпожу Ельцину, он быстро сошел с ковровой дорожки, обошел журналистов и скрылся в другом помещении.
Церемония началась без задержек. Присутствующим сначала показали видеообращение писателя Даниила Гранина, которое он произнес после вручения премии 3 июня в Санкт-Петербурге. После под аплодисменты Владимир Путин вручил награды гендиректору «Сургутнефтегаза» Владимиру Богданову и его первому заместителю Анатолию Нуряеву, директору Сибирского федерального биомедицинского исследовательского центра имени академика Мешалкина Александру Караськову и его заместителю по научно-экспериментальной работе Евгению Покушалову, а также директору Института хирургии имени Вишневского Амирану Ревишвили.
Заведующий отделом релятивистской астрофизики Государственного астрономического института имени Штернберга Николай Шакура вспомнил тех, кто его учил, выделив академика Якова Зельдовича.
— В теперь уже далекие 1940–1950 годы он, а также Игорь Курчатов, Андрей Сахаров и другие великие ученые великой страны создали оборонительный ядерный щит нашей родины! В 70-е годы мы выполнили работы по теории дисковой аккреции, послужившей развитию целой отрасли современной астрофизики высоких энергий…
Следом вышел заведующий лабораторией теоретической астрофизики и научного сопровождения проекта «Спектр-РГ» отдела астрофизики высоких энергий Института космических исследований Рашид Сюняев. В отличие от всех предыдущих лауреатов, тихо спрашивавших у Владимира Путина про возможность зачитать ответное слово с бумажки, он просто подошел к небольшой трибуне и заговорил.
— Я хочу сказать, что мы были очень молодыми с Колей (Николай Шакура.— “Ъ”), нам не было и 30 лет, когда мы два года работали над статьей, которая сегодня получила такую высокую оценку. И единственное, что мы хотели сделать тогда,— это понять: как же так черные дыры, которые полностью поглощают свет, которые не выпускают свет совершенно, как же можно сделать их видимыми? И вот нам удалось найти такое решение, и сегодня каждые 18 часов, это даже приятно, где-нибудь в мире выходит статья, в которой люди используют наши формулы или полученные нами тогда результаты.
Господин Сюняев говорил это с нескрываемым удовольствием, и правда, никогда еще астрофизика не поднималась на такую политическую высоту.
С неменьшим удовольствием Рашид Сюняев напомнил, что свое открытие он сделал 45 лет назад.
— Тогда, в то время почти никто не верил, что черные дыры существуют на свете, было два кандидата в черные дыры,— продолжал ученый.— Вопрос естественный: «А что вы делали дальше?» А делали мы следующее. «Роскосмос» через год планирует запустить громадную обсерваторию, космическую обсерваторию под названием «Спектр-Рентген-Гамма», и цель этой обсерватории, казалось бы, очень простая — создать детальную карту всей Вселенной, нанести на нее миллионы источников. Каждый из вас видел рентгеновский снимок какой-нибудь части своего тела. Так вот, это будет карта всей Вселенной!
Он подробно рассказал про телескопы спутника (их оказалось два — немецкий и российский), а затем и про то, куда спутник надо запустить (во вторую точку Лагранжа, в которой Солнце, Земля и Луна будут всегда с одной стороны аппарата).
— Какая цель? — обратился он к аудитории, но, даже не рассчитывая на ответ, продолжил: — Я говорил вам вначале, и вы знаете, что нам дана премия за черные дыры. Так вот, одна из целей — это то, что мы увидим на небе по меньшей мере три миллиона сверхмассивных черных дыр, нанесем на карту, и люди будут знать: здесь сидят черные дыры, три миллиона!
Ученый так увлеченно рассказывал о спутниках, о космосе, о черных дырах, что все присутствующие невольно улыбались. Улыбался и Владимир Путин.
— Самым ярким и мощным из этих объектов, чтобы они так светили, нужно много кушать — одну Землю, массу нашей Земли, каждую секунду! И вот мы видим эти объекты, и мы нанесем все их во Вселенной на карту. Мы будем заниматься и темной энергией, и темным веществом, многим другим. Но я хочу сказать, что космические исследования — это очень тяжелое дело…
Затем награждали деятелей культуры. После выступления астрофизиков им было непросто. Но они старались.
— Слушая выступления лауреатов, невольно хочется стать лучше. И ты понимаешь, что это возможно. Главное — не растерять приобретенные новые качества, когда уходишь отсюда,— сказал получивший награду композитор Эдуард Артемьев.
Балетмейстер Юрий Григорович отметил, что «наше бессловесное искусство не будет говорить такие длинные и очень интересные речи»: «Стараюсь все делать для того, чтобы им (молодым.— “Ъ”) было хорошо в нашем театре и в нашем государстве. Насколько это возможно». А гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский честно признался, что для него было потрясающим впечатлением пройти по красной дорожке: «Я очень рассчитываю, что все, кто находится сегодня в зале, будут помощниками нам в наших грандиозных проектах».
Заканчивалась церемония так же, как и начиналась: словами Владимира Путина. Он отметил, что будущее, о котором говорили лауреаты, создается трудом всего народа. И такими лидерами, которыми сами лауреаты являются в своих областях.