«Модернизация предполагает сокращение штата сотрудников»
Директор телеканала «Россия-Культура» Сергей Шумаков — о кадровой политике и перспективах развития
В минувшую пятницу стало известно об увольнениях на телеканале «Россия-Культура», входящего во ФГУП ВГТРК. О том, какое количество персонала затронули сокращения и как планирует дальше развиваться телеканал, в интервью “Ъ” рассказал директор, главный редактор «Россия-Культура» Сергей Шумаков.
— Чем были вызваны увольнения?
— В этом году каналу исполняется 20 лет. Это очень важный рубеж. Нам есть чем гордиться. За это время был создан уникальный канал, который завоевал уважение и любовь миллионов зрителей не только в нашей стране, но и в мире. Но сегодня стало ясно, что за это время накопилась масса проблем структурного, технологического и содержательного свойства, без решения которых мы не сможем дальше развиваться. Прежде всего, это вопрос технического переоснащения. Наше оборудование устарело и серьезно амортизировалось.
На сегодняшний момент принято решение о переходе производства и вещания канала на качественно новый уровень вещания в формате HD. Для этого в новом офисе на Шаболовке, куда мы в ближайшее время собираемся переехать, благодаря нашим коллегам с ВГТРК создается новый технический комплекс. Он оснащен самым современным оборудованием, которое позволит решать в долгосрочной перспективе любые творческие и технологические задачи. Увы, это означает, что нам придется освободиться от многих дублирующих функций. Модернизация предполагает сокращение штата сотрудников.
— Что за дублирующие функции были у сотрудников?
— Например, из нашего здания осуществлялся выпуск всего канала, но сейчас мы переходим на систему выдачи сигнала из единого центра. К слову сказать, оттуда выходят все каналы ВГТРК.
— Технологическое обновление требует каких-то инвестиций?
— Незначительных. Мы присоединяемся к техническому комплексу ВГТРК, и для нас выделяются дополнительные мощности.
— Когда состоится переезд?
— Мы рассчитываем, что все работы закончатся в июле. Подготовительная работа ведется уже в течение полугода — это и новый офис, и новое оборудование.
— В итоге сколько человек сократили?
— По факту сокращено 114 человек.
— То есть цифры в 200–300 человек, которые назывались, были завышены?
— Несомненно. 300 человек — это почти 50%. Такое сокращение означало бы полную остановку вещания. Кроме того, часть сотрудников нам удалось устроить на другие места.
— Сколько всего человек работает на канале?
— У папы римского как-то спросили на пресс-конференции, сколько людей работает в Ватикане. Он ответил не задумываясь: «Примерно половина». Я буду более точен — порядка 700.
— Уволенные сотрудники получат какие-то выплаты?
— Да, мы действуем в соответствии с трудовым законодательством, и все компенсации и выплаты предусмотрены.
— Будет вторая волна увольнений?
— Не думаю.
— Уволенные сотрудники за что отвечали?
— Это люди, которые в силу возраста или профессиональных качеств не отвечают требованиям, которые сегодня предъявляются сотрудникам канала. Повторюсь, канал не обновлялся в течение последних лет десяти совсем. Кроме того, это административный и технический персонал, о котором я говорил выше.
— У вас есть телесезон в обычном понимании?
— Мы являемся полноценным федеральным каналом общего смотрения. У нас есть телесезон в обычном понимании. Сейчас как раз мы стараемся аккумулировать наши средств и творческие усилия для начала сезона.
— То есть премьеры у вас осенью будут?
— Да. Более того, мы хотим, чтобы в сентябре наши телезрители увидели обновленный, но в то же время сохранивший все свои лучшие программы канал.
— Обновление в чем будет заключаться?
— Например, будут качественно новые сериалы. Хочу оговориться, что для нас сериалы — это не только развлекательные, но еще и просветительские проекты. Например, мы рассматривали возможность приобретения сериала BBC, связанного с творчеством Диккенса.
— То есть вы будете с помощью новых проектов нацеливаться на молодую аудиторию?
— Не совсем так, для нас важно сохранить баланс и не оттолкнуть существующую аудиторию, которая очень предана нам. Резко поменять аудиторию будет, на мой взгляд, огромной ошибкой. Поэтому мы хотим только привлечь внимание думающих и любящих культуру и современное искусство молодых людей.
— У вас какая ядерная аудитория?
— Сложный вопрос. По той системе замеров, которая существует, она достаточно пожилая.
— Примерно 50+?
— Это было бы счастье, если бы у нас аудитория была чисто 50+. Но я точно знаю, что нас смотрит так называемая премиальная аудитория. Это наиболее образованные, продвинутые и успешные люди, которые отличаются от основной аудитории телесмотрения.
— У вас есть якорные проекты?
— Да, и они не уступают ни в чем по качеству проектам на других каналах. Есть традиционный формат большого шоу — «Большая опера», «Большой балет» — это очень востребованные проекты, которые построены на открытии новых талантливых имен, которые уже сегодня составляют гордость нашей культуры. Для нас есть абсолютно знаковый проект — «Щелкунчик» — это профессиональный конкурс среди детей, который оценивают самые известные музыканты мира.
— Какая у вас доля собственного контента?
— Довольно высокая, примерно две трети, но это еще и то, что мы заказываем. Есть то, что мы делаем сами,— это, например, трансляция большого симфонического концерта.
Одна треть — это готовые форматы, на качество которых мы влиять не можем, это нормальная договорная закупка фильмов, передач, документального кино.
— Вы не планируете менять это соотношение?
— Так поступают большие каналы, но мы не можем себе позволить покупать готовый продукт и на этом успокаиваться, потому что нужно очень быстро реагировать на изменения, которые происходят в мире. Одно дело — покупка сериала, который был снят 10–15 лет назад. Но если мы хотим показать то, что происходит сейчас в науке, в театре, в искусстве, мы обязаны принимать участие в продюсировании и производстве новых документальных фильмов и передач.
— Вы в целом довольны рейтингами?
— Не доволен. Это кризисный рейтинг, который показывает, что все наши усилия по привлечению аудитории не дают результата. Дело в том, что мы сегодня столкнулись с процессом глобальной смены аудитории. Поэтому нужны какие-то более радикальные средства. И я надеюсь, что к осени мы их найдем.
— То есть пока не нашли?
— Ищем, но это сложный процесс. На данном этапе нам удалось обновить наш интернет-департамент, и мы надеемся вступить в более близкие отношения с этим видом СМИ, пытаться работать на паритетных началах и на эфирную зону, и на интернтет-аудиторию.
— Будете выгружать в интернет больше контента?
— Не больше, а точнее. Есть контент, который востребован среди интернет-пользователей, а есть тот, который там бесполезно размещать.
— Вы не планируете интернет-ресурс монетизировать?
— По большому счету у нас нет на это права, мы не занимаемся коммерческой деятельностью, это не наш профиль. У нас нет рекламы, и это наше огромное преимущество.
— Какой объем премьерного контента будет осенью?
— Мне бы хотелось не менее 50%. Но это будет зависть от того, успеваем ли мы. Нам нужно решать вопросы и реорганизации, и перехода на новый стандарт вещаний, и упорядочивания структуры канала, и переезда.
— 50% — это новые проекты или сезоны?
— И то и другое. Мы будем стараться предложить в сентябре качественно обновленный канал.