Мотоциклы не нашли свою полосу
Менять ПДД для удобства байкеров пока не будут
Специальной нормы, разъясняющей правила движения мотоциклов между рядами, скорее всего, не появится в ПДД. Поручение проработать необходимость изменений давал первый вице-премьер Игорь Шувалов, но опрошенные правительством ведомства и эксперты высказались против этой идеи. По этой причине вопрос снят с повестки дня. Изменения в правилах могли бы только еще больше запутать водителей и байкеров, считают представители мотосообщества.
Напомним, на совещании в правительстве РФ, посвященном вопросам безопасности движения, первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД, Минтрансу и правительству Москвы проработать ряд предложений, связанных с движением мотоциклистов ("Ъ" сообщал об этом 17 апреля). Одно из них касалось движения байкеров между рядами. На данный момент этот вопрос не урегулирован в правилах, прямого запрета или разрешения на подобные маневры не сформулировано. Господин Шувалов поручил проработать необходимость внесения изменений в ПДД (с этим предложением выступил экспертный центр Probok.net).
МВД назвало идею "нецелесообразной". В ведомстве ссылаются на пункт 9.7 Правил дорожного движения: если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, то двигаться нужно строго по полосам. Пересечение сплошной линии, обозначающей границы полосы, не допускается и небезопасно (термопластик, в отличие от асфальта, скользкий). При этом параллельное движение нескольких транспортных средств в пределах одной полосы не запрещается при условии соблюдения безопасного бокового интервала. В соответствии с ГОСТ Р52399-2005 ширина полосы может быть 3-4,5 м, это позволяет размещаться в ней автомобилю и мотоциклу одновременно. А вот согласно ГОСТ Р52289-2004 ширина может быть уменьшена до 2,75 м, такой стандарт применяется в Москве, и в таких местах одновременный проезд машины и мотоцикла опасен. Аналогичная аргументация содержится и в заключении экспертного центра "Движение без опасности". "Учитывая по-прежнему недостаточный уровень мастерства водителей, наличие мотоциклистов в междурядье практически гарантирует рост человеческих жертв",— пояснила "Ъ" президент центра Наталья Агре. В Минтрансе также считают, что в поправках к ПДД нет острой необходимости.
Игорю Шувалову была доложена позиция ведомств и экспертов, подтвердил "Ъ" представитель первого вице-премьера. "Они считают нецелесообразным введение дополнительных мер по регулированию движения мотоциклистов между рядами,— говорит собеседник "Ъ".— Было отмечено, что изменения могут повлечь дополнительные сложности для участников движения". В связи с этим вопрос о внесении изменений в ПДД по поводу междурядья пока снят с повестки дня, говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией: в ближайшее время каких-либо решений на этот счет принято не будет.
"Хорошо, что пока все оставили как есть,— говорит координатор программы "Мотограждане" (общественная организация, помогающая байкерам на дорогах) Павел Сосков.— Ведь все зависит от конкретной ситуации, часто двух- и четырехколесные транспортные средства могут двигаться одновременно в ряду. И если никто не совершает опасных маневров, то аварии не происходит". По его мнению, новая редакция ПДД могла бы вызвать "путаницу и неразбериху". "У нас же люди квалификацию не повышают. 30 лет назад на права сдали и ПДД не читают, а они меняются чуть ли не раз в полгода,— отмечает он.— В итоге на дороге будут те, кто в курсе нововведений, и те, кто ничего не знает". Он также отметил, что на трассах нередки ситуации, когда не только мотоциклу нужно обгонять авто в одной полосе, но и наоборот — машине нужно обогнать медленно двигающийся мопед.
Напомним, по итогам того же совещания в правительстве было решено проработать еще одну идею — возможность применения на улицах двойной стоп-линии: с одной стартуют мотоциклисты, с другой — автомобили. С инициативой выступил экспертный центр Probok.net — для исключения небезопасных столпотворений на перекрестках. Представитель господина Шувалова пояснил "Ъ": решено провести эксперимент в Москве, по итогам о его результатах будет доложено первому вице-премьеру. Конкретное место под эксперимент департамент транспорта Москвы еще не выбрал. Вице-мэр Максим Ликсутов ранее заявлял, что для оценки результатов пилота (после его запуска) может потребоваться полтора-два месяца.