Помнить нельзя забыть

История

В День памяти жертв политических репрессий, 30 октября 2017 года, в Москве на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца откроется монумент жертвам массовых репрессий "Стена скорби". Корреспондент "Д" Серафима Кохановская — о том, почему для России это событие историческое.

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

После многих лет работы правительством РФ была утверждена концепция увековечения памяти жертв репрессий. 30 сентября 2015 года президент Владимир Путин подписал указ о возведении монумента их жертвам. Это решение на официальном уровне закрепляет отношение государства к репрессиям.

Концепция, как и решение об установке монумента, была бы невозможна без целого ряда законодательных актов, принятых после событий августа 1991 года, когда государство впервые публично признало факт репрессий. Именно тогда был принят закон "О реабилитации жертв политических репрессий", который действует до сих пор.

Мемориал "Стена скорби" — проект известного скульптора Георгия Франгуляна, автора памятников Булату Окуджаве на Арбате и Иосифу Бродскому на Новинском бульваре. Его работа была признана лучшей из 336 проектов, принявших участие в открытом конкурсе. Монумент Франгуляна представляет собой сплошной 30-метровый барельеф из бронзы — тысячи взмывающих ввысь безликих фигур, символизирующих души погибших в тюрьмах, лагерях и ссылках. Высота памятника — 6 м. По бокам монумента — скрижали со словом "Помни", написанном на 22 языках мира. Сегодня уже две трети монумента отлито в бронзе. В конце июля конструкцию перевезут на площадку и начнется завершающий этап работы — сборка и тонировка.

Правительство Москвы выделило на установку памятника 300 млн руб. Остальные деньги в виде народных и корпоративных пожертвований планируется собрать через специально созданный при Музее истории ГУЛАГа Фонд памяти.

Создание памятника массовым жертвам важно в тот момент, когда в очередной раз в обществе продолжается дискуссия о восприятии советского периода истории. Рост положительного отношения к деятельности Сталина ежемесячно фиксируют социологические исследования. Наверное, так устроена наша память: человек хочет помнить хорошее. Но вспоминая о войне, ее жертвах и большой Победе, редко вспоминают, например, о том, что в лагеря в период войны попали тысячи профессиональных военных, из-за чего на фронт часто отправляли молодых неопытных людей, многократно умножая жертвы. Страшно думать, что и война, и репрессии происходили в одно и то же время.

Текущий год — 80-летие большого террора 1937 года. Немногие знают, что репрессии начались гораздо раньше. Александр Солженицын пишет об этом в самом начале своей книги, напоминая, что среди первых узников лагерей — крестьяне, кулаки, простые люди. В 1937 году в лагерях оказалась самая образованная часть общества — во многом именно поэтому свидетельств об этом времени сохранилось больше. Будущий памятник — это обо всех, кто в те или иные годы стал жертвой "большого сталинского террора".

Вся лента