Пересчитать потери
Станут ли управляющие компании работать эффективнее
Россияне могут требовать компенсации морального вреда за некачественные услуги ЖКХ. Такое постановление вынес пленум Верховного суда. Возмещение можно будет также получить за значительные перебои в электро- и водоснабжении. Помимо денежной выплаты, потребители могут рассчитывать на пересчет стоимости услуг. Станут ли управляющие компании работать лучше?
Эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев считает, что на поставщиков услуг повлияют только регулярные обращения жильцов: «Это решение Верховного суда поможет многим собственникам жилья получить дополнительную компенсацию от лиц, которые предоставляют коммунальные услуги, причем речь идет не только об управляющих компаниях. По услугам электро-, газо- и теплоснабжения между жильцами и компаниями, их предоставляющим, часто заключаются прямые договоры. Перспектива возмещения морального вреда станет хорошим инструментом, влияющим на такие организации. В силу прямого указания Верховного суда он будет применяться чаще и, таким образом, влиять на улучшение качества услуг».
Доказывать факт предоставления некачественных жилищно-коммунальных услуг россияне должны будут самостоятельно. Суд готов рассматривать аудио- и видеозаписи показаний свидетелей или экспертов. Подготовить все необходимые документы для суда достаточно просто, отметила исполнительный директор национального центра общественного контроля «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. «Сейчас, на мой взгляд, процедура составления акта максимально упрощена. То есть жилец может написать о том, что, например, у него лампочка моргала в течение определенного времени, заверить бумагу подписями двух свидетелей и направить этот акт в суд и поставщику услуг. В этом случае именно последний будет доказывать свою невиновность», — подчеркнула она.
Собственники вряд ли будут самостоятельно обращаться в суды, полагает юрист, эксперт в области ЖКХ Юлия Рогулева. Проблема в том, что ожидаемая денежная компенсация может и не покрыть судебные издержки, добавила она. «Жильцу предстоит колоссальный труд по привлечению свидетелей, юристов для защиты своих прав. Несмотря на то, что появилось решение Верховного суда, который изображает защиту россиян от некачественных услуг, все еще не существует четкого описания этой процедуры в Жилищном кодексе. Никто не знает возможного размера компенсаций, стоит ли он того количества времени и денег, которое россиянин потратит на защиту своих интересов», — заметила она.
По данным Роспотребнадзора, число жалоб на оказание услуг ЖКХ за последний год выросло на треть — в ведомство поступило более 300 тыс. подобных обращений.