За бюджеты муниципалитетов замолвили слово
Воронежскому губернатору предлагают переделить региональную казну
В распоряжении „Ъ“ оказалось обращение общественного совета при управлении Федеральной налоговой службы (УФНС) России по Воронежской области к губернатору Алексею Гордееву. Авторы письма, среди которых бизнесмены и общественники, предлагают корректировать объемы выделения средств муниципалитетам исходя из недоимок по налогам в них, что должно сделать межбюджетные отношения «более справедливыми, социально направленными». А «для укрепления вертикали власти» члены совета предлагают главе региона заняться укрупнением районов.
Общественный совет при УФНС по Воронежской области предлагает губернатору воспринимать межбюджетное регулирование как инструмент для управления развитием региона, говорится в письме руководителя управления Сергея Дуканова Алексею Гордееву. Обращение было подготовлено по итогам заседания совета 8 июня (отправлено в облправительство вчера). На нем с основным докладом выступил сам господин Дуканов. Он, в частности, отметил, что за последние 11 лет на территории региона поступления налогов во все уровни бюджетов возросли в 3,4 раза — с 24,6 млрд руб. в 2006 году до 88,4 млрд руб. в 2016-м. При этом доходы федерального бюджета выросли в 3,1 раза.
Господин Дуканов высоко оценил межбюджетную политику Воронежской области, но отметил, что «сдерживающим фактором роста налоговых доходов местных бюджетов являются нормативы распределения доходов, установленные региональным законодательством». Если с 2006 года налоговые доходы в областную казну увеличились в 4,4 раза, поступления местных бюджетов возросли только в 2,5 раза. Сдерживающим фактором роста налоговых доходов местных бюджетов являются нормативы распределения доходов, установленные региональным законодательством. Господин Дуканов для примера напомнил, что в 2012 году в местные бюджеты перестали поступать 5% от налога на прибыль и 20% от упрощенного налогообложения, целиком транспортный налог.
После обсуждения доклада члены совета пришли к выводу, что для «повышения заинтересованности муниципальных властей в легализации теневых доходов, снижении налоговой задолженности, росте налоговых доходов» необходимо пересмотреть распределение основной части трансфертов из региональной казны муниципалитетам. Совет в письме губернатору предлагает реформировать межбюджетные отношения в области, предусмотрев распределение трансфертов с учетом объема налоговой задолженности, динамики роста налоговых доходов и уровня легализации теневой прибыли. В результате объем субсидий из областного бюджета может рассчитываться индивидуально, исходя из особенностей сбора налогов в районе или городском округе. Формально эти факторы налоговики определяют как «абсолютный размер и динамика снижения задолженности», «своевременная и в полном объеме уплата налогов и страховых взносов финансируемыми из бюджета организациями», «достижение уровня соотношения объема задолженности к поступлениям менее 20%».
Объем субсидий из областного бюджета может рассчитываться индивидуально, исходя из особенностей сбора налогов в районе или городском округе
В УФНС отмечают, что «распределение бюджета должно быть логичным, мотивационным»: «Только тогда сбор налогов получит дополнительный рост». Управление также призывает «сделать систему межбюджетных отношений более справедливой», а также «стимулировать экономическую самостоятельность муниципальных образований посредством повышения их бюджетной и налоговой независимости». Общественный совет предлагает заняться «сокращением чиновничьего аппарата» и «укреплением вертикали власти» в районах области, укрупнив их.
Член общественного совета, депутат облдумы, девелопер Евгений Хамин считает, что в муниципалитетах должна оставаться «львиная доля налогов». «Роль налоговой системы в межбюджетных отношениях не должна носить патерналистический характер. Органы местного самоуправления должны зарабатывать налоги. Да, уйдет ненужная, малоэффективная управляемость муниципалитетами сверху, но при этом повысится роль местного самоуправления, — полагает господин Хамин. — Муниципалитеты будут понимать, что деньги останутся у них, тогда и выборы в них приобретут совсем другую окраску. Местное население будет знать, за что они могут бороться, в чем эффективность выбираемого ими главы администрации и какое наследство он может им оставить». Согласен с ним другой член совета — основатель мебельного холдинга «Ангстрем» Геннадий Чернушкин. По его словам, «важно не только грамотное межбюджетное регулирование на уровне региона, но и выверенная политика распределения бюджетных ресурсов в целом по России»: «В последнее время больше бюджет там, где больше налогов, но не всегда объем налогов адекватен экономической активности. При этом бюджетные расходы не отражают реальный вклад в ВВП субъектов РФ. Кто-то имеет сверхфинансирование, а кто-то — недофинансирование. Это по меньшей мере несправедливо». Глава регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Андреев также полагает, что изменения в межбюджетной политике «затягивать больше нельзя».
Генеральный директор инвесткомпании «Форум» Роман Паршин назвал инициативу совета «актуальной мерой», которая может «снизить коррупционную составляющую»: «Власти на местах будут мотивированы, так как при низкой активности они недополучат финансирование. Им придется вести более активную политику внутри муниципалитета по работе с инвесторами». «Вариант избирательного распределения федеральных бюджетных средств нельзя назвать новинкой, в других регионах такие предложения неоднократно высказывались со стороны профсообществ, но пока это не принято на уровне правительства РФ, все остается разговорами», — добавил господин Паршин.