Безвизовые проблемы
Готова ли Европа принимать украинцев по-новому? Виктор Агаев — из Бонна
Отмена визового режима для граждан Украины погрузила немцев в грустные воспоминания
11 июня в Киеве праздновали отмену виз. Немецкие телеканалы весь вечер транслировали мнения европейских политиков. Общий тон — позитив; смысл — все довольны.
А 12 июня в Бонне в шесть утра меня разбудил звонок в дверь подъезда. (На ночь его запирают. Чтобы открыть, приходится спускаться вниз.) Худой неформально одетый парень с серьгой в ухе резко произнес "прокуратура" и показал служебный жетон. За ним семь человек штатских, женщина в форме и даже один "космонавт"-спецназовец. Двор заполнен полицейскими машинами.
"Мы не к вам,— сообщили они холодно (уже хорошо).— Нам нужен ваш сосед Н., но он не открывает". Услышав, что сосед дома ночует нечасто, у него много квартир в Германии, посланец прокуратуры произнес: "Спасибо, мы разберемся". Компания, вежливо отодвинув меня, проследовала в дом: кто-то извинился, кто-то нет. А через пару часов приступили к выносу — коробки с бумагами, компьютер, еще что-то. На прощание заверили, что еще придут. В чем дело, не разъяснили, но лично я слышу в этом намек на вчерашние торжества в Киеве.
Почему? Мой сосед Н. — бизнесмен, застройщик, стопроцентный немец с пузом и диабетом. Но на его стройплощадках немцев нет. Только гастарбайтеры из Восточной Европы. Некоторые — новоиспеченные граждане ЕС. Но есть и украинцы, белорусы, грузины. И, судя по всему, именно они интересуют "гостей из прокуратуры". Сосед как-то говорил, что с ними все в порядке, все оформлены. Но наверняка он платит им меньше, чем немцам, хотя закон это и запрещает. Может, это и стало причиной раннего визита.
"Конвейер по ввозу всякого сброда"
Н. много заработал на объектах, построенных в 1990-е,— сам рассказывал. Он вообще с удовольствием вспоминает то время: говорит спасибо Михаилу Горбачеву и Йошке Фишеру за то, что открыли шлагбаум для гастарбайтеров из стран советского блока.
Впрочем, проблема не столь однозначна, и у нее богатая предыстория. Если вдуматься, Горбачев, "сломав" железный занавес и Берлинскую стену, лишил ФРГ погранохраны. Ведь фактически ГДР и СССР, пусть в своих интересах, но полностью защищали ФРГ от любых нежелательных элементов с востока Европы, жестко контролируя выдачу виз и проникновение.
После 1991 года, когда России стало безразлично, куда и зачем едут ее граждане, а тем более граждане вчерашних соседей по соцлагерю, Германия встала перед необходимостью самостоятельно контролировать въезд. Правила были гуманные, под стать эпохе: для получения визы на частную поездку в ФРГ было нужно иметь приглашение, в котором какой-нибудь немец своей подписью гарантировал, что может содержать гостя и берет на себя при необходимости расходы на его лечение. Естественно, тут же нашлись люди, которые (небесплатно) стали оформлять приглашения, что называется, в индустриальных масштабах.
Суть процесса, который стал набирать темп в результате, несколько позже сформулировала специальная парламентская комиссия. Вердикт впечатляет и по сей день: "Преступные группировки организовали конвейер по ввозу в ФРГ нелегальной рабочей силы, проституток и вообще всякого сброда, что создало угрозу безопасности страны".
Надо сказать, что та парламентская комиссия расследовала "визовый скандал", длившийся целых 15 лет. Его суть в том, что в 1990-е в СНГ (и прежде всего на Украине) появились турфирмы, продававшие туристические визы тем, кто хотел подработать за границей. Эти фирмы были филиалами сети, созданной в Германии выходцами из СССР. Они подыскивали в Европе работодателей, готовых использовать нелегальных гастарбайтеров, и подбирали жилье для них на местах. Повсюду возникли "черные биржи" рабсилы, где можно было за смешные деньги нанять "туристов" для уборки урожая, ремонта, строительных или погрузочных работ.
В зависимости от спроса составлялись туристические автобусные маршруты из Киева и Москвы. Конечно, в маршрутных листах значились и некие туристические объекты, но автобусы ехали прямо к местам работы. Более дешевые турфирмы просто завозили в большие города и оставляли там на свободный промысел, договорившись о дне отъезда.
Так, в Меммингене (юг ФРГ) три местных "турагента" помогли приехать на работу в ФРГ 2800 украинцам и 17 россиянам. Цена "турпутевки" определялась работой, которая ждала гостей. Скажем, за труд на полях "турист" платил 300-500 марок, а зарабатывал по 5-6 марок в час.
Другой пример. Некий берлинец Сергей Б., владелец турбизнеса, признал на суде, что три его турагентства оформили около 200 тысяч туристических виз, из них 45 тысяч — гражданам Украины. С 1994-го Сергей получал от немецких фирм заказы на "поставку" рабочих разных специальностей. Скажем, на землях экс-ГДР, куда после объединения рекой потекли деньги с запада, были крайне нужны строители. На западе требовались люди на уборку клубники, спаржи, яблок... Работники получали примерно 10 процентов от немецкого тарифа, но это было в 5-7 раз больше, чем дома. Сергей Б. завозил под видом туристов и квалифицированных людей. Брал он за это с них месячный оклад — 2-3 тысячи марок.
Само собой, приходилось работать с преступными группировками "русскоговорящих" в Германии и с "визовой мафией", которая действовала вокруг всех немецких консульств в СНГ, но активнее всего в Киеве. Были случаи, когда мафиозные структуры работали напрямую с консульскими сотрудниками, нанятыми на местах (в СНГ), против 16 человек были возбуждены дела. Учитывая, что в очереди перед консульствами стояли до 5 тысяч человек ежедневно, а виз ждали месяцами, можно представить, каким был доход.
"Фишер должен быть на скамье подсудимых"
"Массовая контрабанда живого товара шла не только на глазах сотрудников МИДа, но и при их помощи",— не устает по сей день повторять экс-прокурор Кельна Эгберт Бюллес, автор книги "Германия — страна преступников", выступавший обвинителем на ряде судебных процессов.
Именно он сказал в 2005-м: "Фишер должен сидеть не в МИДе, а на скамье подсудимых". Прокурор доказывал, что тогдашний глава МИДа содействовал массовому проникновению в страну преступных группировок из России и особенно Украины. "Фишер поощрял современную работорговлю и способствовал завозу многих тысяч женщин, подвергавшихся сексуальной эксплуатации",— говорила также и лидер оппозиции Ангела Меркель (ХДС) в 2005 году в комиссии, созданной для рассмотрения "комплекса угроз для безопасности страны, возникших из-за бездействия МИД и МВД ФРГ".
Фишера обвиняют в том, что, став в 1998 году министром, сразу издал распоряжение (его называют "указом Фишера"), коренным образом упростившее систему выдачи виз. Сам он объяснял это намерением сделать страну более открытой. А вот его критики считают, что он действовал в интересах предпринимателей, видевших в людях из бывшего СССР дешевую рабсилу.
По факту "указ" предписывал консульским сотрудникам, рассматривая заявку на визу, исходить из того, что перед ними честный человек, и стараться всегда решать вопрос в его пользу. Мало того, вскоре МИД Германии решает, что для получения визы и вообще достаточно обратиться в турбюро, которое берет на себя и оформление визы, и покупку билетов, и заказ гостиниц.
Самыми активными "туристами" стали украинцы. В Киеве число выданных туристических виз выросло за два года втрое — до 300 тысяч в 2001 году. А число злоупотреблений при выдаче виз, по данным газеты Die Welt, за год выросло и вовсе в 20 раз. Люди, приезжавшие по туристической визе, попадались на нелегальном труде на стройках, в борделях, в общепите, в сельском хозяйстве.
"Полезные идиоты" — это ленинское выражение часто мелькало тогда в комментариях немецких СМИ по поводу действий своего МИДа: выходило, что он де-факто действовал в интересах криминальных структур.
100 личных шоферов
"Холодным путчем против существующего законодательства" назвал "указ" кельнский судья, рассматривавший дело Анатолия Барга, гражданина Украины и ФРГ.
Он прибыл в ФРГ как еврей-беженец с Украины в начале 1990-х, жил на социальную помощь, попадался на контрабанде сигаретами, а в 2003-м был обвинен в создании нелегального промысла с целью массового и постоянного завоза иностранцев. Судьи сочли это доказанным и отправили Барга в тюрьму на пять лет, отметив, что приговор мог быть и строже, если бы не было "указа Фишера". Фактически суд заявил, что министр дал легальную крышу преступнику, который за два года сумел завезти из Украины для нелегальной работы в Германии как минимум 7 тысяч человек. Для этого он создал 35 "турбюро", сотрудники которых занимались тем, что за небольшую плату собирали паспортные данные... у немецких бомжей и оформляли на них приглашения для украинцев.
Чтобы все выглядело солидно, была придумана система "страховых паспортов". На практике они были бесполезны, но один из руководителей МИДа дал указание считать их реальной гарантией от возможного ущерба государству. Для их распространения Барг создал в Германии 350 филиалов, в которых работали выходцы из СНГ. О характере работы можно судить по следующему факту, обнародованному уголовной полицией: один из распространителей был убит охранником, которого сам нанял, поскольку не мог вернуть "коллегам" 700 тысяч евро долгов. До этого он сумел завезти в ЕС 12 тысяч человек.
После упрощения визового режима в конце 1990-х самыми активными "туристами" стали украинцы. Приехав по туристической визе в ФРГ, они попадались на нелегальном труде на стройках, в борделях, в общепите, в сельском хозяйстве
МВД всех стран ЕС обеспокоенно сообщали немецким коллегам, что число туристов, задержанных с их визами, в 70-80 раз выше, чем число задержанных с визами, полученными во французском или итальянском консульствах в СНГ, особенно в Киеве. Во время полицейской акции Girasole в октябре 2002 года на территории ЕС было задержано 80 человек, которые легальными путями привозили украинских женщин в Западную Европу и принуждали их заниматься проституцией. В мае 2001-го на франко-испанской границе задержали 204 человека с туристическими визами, которые работали нелегально. Живущие в Италии украинцы создавали там подставные фирмы, чтобы нанимать прибывающих "туристов". Об этом немецкой полиции рассказали рабочие, задержанные на пути на родину.
В Португалии гастарбайтеры получали разрешение на проживание, если они могли предъявить контракт. В 2001-м португальцы выдавали до 900 подобных разрешений в день. В 2005-м там официально жили 65 тысяч украинцев и нелегально — еще не менее 50 тысяч.
В городе Хоф, на юге Германии, была осуждена семейная пара, которая в 2000-2001 годах пригласила свыше 100 украинцев в качестве личных шоферов. Прокуратура утверждает, что за каждого легально приглашенного и нелегально трудоустроенного супруги получали до 600 марок.
То, что европейцы затянут гайки после ухода Фишера в 2005 году, напрашивалось. Собеседования в консульствах стали долгими и унизительными. Приглашения подорожали в десятки раз, получить их стало непросто, так как приглашающих обязали доказывать властям свою платежеспособность. Выросло и число отказов.
Так стоит ли удивляться, что украинцы, и прежде всего молодежь, с воодушевлением восприняли план сближения Украины с Евросоюзом, родившийся при Фишере, но конкретизированный только в 2011 году? Тот самый, что и вошел в силу 11 июня. Политкорректные политики и аналитики оценивают возможность беспрепятственно ездить в Европу как доказательство возможности европейского будущего для Украины. Вот только в комментариях под этими тезисами на интернет-форумах иные настроения: немцы явно не забыли об аферах десятилетней давности с массовым завозом рабсилы.
Что дальше?
Идея отменить визы для граждан Украины, Грузии и Косова вызвала недовольство даже внутри правящей коалиции, прежде всего в ХДС/ХСС. Объясняя это, глава МВД Баварии Иоахим Херман в интервью Welt am Sonntag напоминал, что 20 лет назад, когда ЕС отменил визы для граждан ряда балканских стран, Германию захлестнул поток желающих остаться. Мы поняли, что сначала необходимо создать механизмы контроля потока иммигрантов, сказал министр. О том, что за эти 20 лет никаких контрольных механизмов ни в Германии, ни в ЕС не создали, говорить не нужно. Иммиграционное ведомство до сих пор не может разобраться с теми, кто прибыл в ФРГ в 2015-2016 годах. Даже точного числа их никто не знает.
О необходимости создания регистра иммигрантов, об отсутствии контроля за въезжающими в ЕС говорит и депутат от ХДС (партии Меркель) Вольфганг Босбах, эксперт по внутренней политике. Он назвал отмену виз "рискованной затеей", поскольку нет "тормоза, позволяющего предотвращать нелегальное проникновение".
Пер Штайнбрюк, депутат от социал-демократов, бывший министр финансов, назвал большой ошибкой и отмену виз, и все переговоры о расширении ЕС и НАТО до того, как будет преодолен "миграционный кризис" и положен конец конфликту с Россией. "Сначала надо закончить начатые "проекты" и только потом говорить о расширениях и облегчениях",— сформулировал он.
Однако все понимают, хотя и не всегда признают, что для бизнеса этот процесс весьма выгоден. Тот же мой сосед, немецкий застройщик, берет в Польше и украинцев. Говорит, там есть специальный документ (Karta Polaka), позволяющий украинцам, имеющим даже мифические "польские корни", работать в стране.
Польская экономическая газета Puls Biznesu на днях сообщила, что за год число временных работников с Украины выросло на две трети и достигло 1,3 млн человек. Рост в этом году может достичь 45 процентов. Польским предпринимателям не хватает своих рабочих — 2 млн поляков работают в Западной Европе, где доходы значительно выше. "Украина, где 42 млн человек живут в значительно более бедных условиях, нежели в Польше, считается хорошим источником трудовых ресурсов",— констатирует швейцарская NZZ.
А вот население ЕС не всегда готово смотреть на ситуацию глазами бизнеса. Тем более что неясно, как пойдет процесс после "Брексита", инициаторы которого, как известно, считают, что в Великобритании работает слишком много поляков и им давно пора уехать домой. Лишний раз об этой коллизии напомнил и прошлогодний референдум в Нидерландах, на котором жители выступили против соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Смягчить проблему удалось лишь внесением в соглашение дополнительного пункта: мол, обязательств Евросоюза рано или поздно предоставить Украине статус кандидата в члены ЕС не существует. Исключены также военные гарантии и новые финансовые обязательства перед Киевом.
Правда, на днях вновь прозвучало, что курс на членство в НАТО является основой внешней политики Украины. А потому сейчас все напряженно ждут запланированного на июль саммита Украина — ЕС, чтобы понять: кто же что кому на самом деле пообещал?
Какие двери и кому открываются
На что дает право безвизовый въезд
Сейчас граждане Украины и Грузии, чтобы приехать в ЕС, должны иметь биометрический загранпаспорт. По официальным данным, такие паспорта есть у 10 процентов населения Украины. Паспорт стоит 20-30 евро. Для его оформления нужен внутренний паспорт и идентификационный код.
Жители Крыма, Донецкой и Луганской областей, имеющие паспорта Украины, должны представить дополнительные документы, поскольку на этих территориях не действует единая система учета. Важно отметить, что в этом пункте Украина уступила требованиям ЕС, так как первоначально исходила из того, что "граждане с неподконтрольных Киеву территорий смогут воспользоваться безвизовым режимом с ЕС только после возвращения украинского суверенитета".
Приехать с биометрическим паспортом можно в 30 стран. Это все страны ЕС (кроме Великобритании и Ирландии), а также в Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Швейцарию, не входящие в ЕС.
Без визы можно въезжать неоднократно, но суммарное время пребывания не должно превышать 90 дней в течение 180 дней с момента первого въезда. Если набираете свыше 90 дней, то есть риск попасть в "черный список" и на какое-то время лишиться возможности ездить в ЕС. Более того, если станет ясно, что это злоупотребление массовое, то лишиться права на безвизовое сообщение с ЕС может и вся страна.
По существу, безвизовые поездки могут быть лишь туристическими — для работы или учебы надо получать соответствующую визу. Чтобы убедиться в туристических намерениях, пограничники (в ЕС) могут попросить подтвердить цель и условия поездки, а также наличие средств для пребывания на территории ЕС и возвращения. Сумма зависит от срока и страны назначения. Скажем, в Венгрии достаточно иметь 3,20 евро в день на человека, в ФРГ — 45 евро, в Испании — 75 евро, а в Эстонии — 94 евро.