Белорусским водителям просят вернуть равные права
Депутаты обратились к правительству, чтобы решить проблему, созданную депутатами
Госдума просит правительство РФ решить проблему белорусских водителей, потерявших право управлять грузовиками, автобусами и такси в России с 1 июня. Согласно вступившему в силу закону, компаниям запрещено нанимать для работы на транспорте иностранцев, не имеющих российских водительских удостоверений. При этом равное право на трудоустройство россиян и белорусов закреплено в договоре между Россией и Белоруссией 1998 года, что, как отмечают депутаты, приоритетней, чем российские законы. В Белом доме уже пообещали «комплексно» изучить проблему, отметив, что проблема возникла по вине самой Госдумы.
Госдума обращается к премьеру Дмитрию Медведеву по поводу ситуации, сложившейся вокруг водителей из Белоруссии: соответствующее постановление принято вчера парламентом. Напомним, 1 июня 2017 года заработали поправки к закону «О безопасности дорожного движения», запретившие гражданам с иностранными правами управлять автобусами, грузовиками, коммунальной техникой и такси на территории РФ: им нужно сдавать экзамены в ГИБДД и получать российские водительские удостоверения. При нарушении протокол составляется в отношении должностного лица (сотрудника компании-перевозчика), допустившего выпуск на линию иностранца (штраф 50 тыс. руб.). По оценкам комитета Госдумы по транспорту, в России работало около 70 тыс. иностранцев без российских прав, из них 11 тыс.— белорусы.
В связи с запретом в парламент обратился госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, рассказала вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Ограничения на трудовую деятельность для граждан Белоруссии незаконны, поскольку равные права россиян и белорусов закреплены в договоре между РФ и РБ 1998 года, заявила она. В обращении депутатов к Дмитрию Медведеву сказано: международные договоры имеют приоритет над законами России, белорусам для работы получать российские права не нужно. «Позиция отдельных органов исполнительной власти (речь идет об МВД.— “Ъ”) требует корректировки,— говорится в документе.— Считаем недопустимым и невозможным искаженное толкование норм законодательства и нарушение прав граждан Республики Беларусь. Просим вас обеспечить повышенный контроль за складывающейся правоприменительной практикой». Обращение поддержали все думские фракции.
Полпред правительства в Госдуме Александр Синенко пообещал депутатам рассмотреть обращение «комплексно» и «самым внимательным образом». «В его основе лежит серьезная проблема соотношения норм международного договора и национального законодательства,— заявил он.— Проблема будет обсуждаться на одном из ближайших заседаний союзного правительства». Отметим, что очередное заседание совета министров Союзного государства пройдет 16 июня в Санкт-Петербурге. При этом господин Синенко заметил, что сложившаяся ситуация «проистекает из федерального закона, который был принят Госдумой».
Опрошенные “Ъ” эксперты в целом поддержали инициативу депутатов. Исполнительный директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталья Лозинская подтвердила, что среди таксистов Москвы и Петербурга много белорусов, потерявших возможность работать из-за запрета. «Обычно про водителей-иностранцев говорят, что они не знают русского языка, но белорусы прекрасно им владеют,— пояснила она “Ъ”.— Навыки вождения у белорусов в целом такие же, как у российских водителей». Отметим, что ранее ряд ассоциаций, объединяющих такси, заявляли об уходе с рынка 20–30% водителей из-за вступившего в силу с 1 июня запрета. Гендиректор логистической компании Nawinia Rus Марат Зайнетдинов говорит, что оплата труда российского водителя в среднем на 10–15% выше, чем водителя-иностранца. «В нашей компании иностранцы составляют около 60–70% от общего числа водителей,— пояснил он “Ъ”.— Из них 30% белорусы, 20% украинцы, 10–20% — граждане Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Армении».
Если белорусским гражданам разрешат работать в России на транспорте без экзаменов в ГИБДД, это может частично нарушить права граждан России, считает главный эксперт Национального экспертного совета по подготовке и тестированию водителей Александр Лыткин. По его словам, нередки случаи, когда у водителей с российским гражданством есть права, полученные в других странах СНГ (например, в Казахстане): они должны будут, в отличие от белорусов, учиться и сдавать на права для устройства на работу. Господин Лыткин также отметил, что удостоверения, выдаваемые ГАИ Белоруссии, не соответствуют требованиям, закрепленным в венской конвенции о дорожном движении: белорусская сторона должна была давно поменять внешний вид документов.