Турбины под шифром
Оборудование для ТЭС может пойти в Крым из Ирана
По данным источников “Ъ”, ООО «ВО “Технопромэкспорт”», входящее в «Ростех», определилось с поставщиком газовых турбин для новых ТЭС в Крыму. На станциях собирались ставить турбины, сделанные по технологии немецкой Siemens, но компания блокировала поставки, опасаясь санкций. Теперь, согласно сайту госзакупок, ТЭС могут получить турбины под шифром ТПЭ-180, якобы сделанные самим генподрядчиком — ООО «ВО “Технопромэкспорт”». Собеседники “Ъ” уверяют, что новых вариантов у него нет и турбины сделаны либо СП Siemens и «Силовых машин» в Петербурге, либо в Иране — также по немецкой технологии. Но, судя по закупке, предполагается импорт оборудования в Россию.
Входящее в «Ростех» ООО «ВО “Технопромэкспорт”» (ТПЭ), созданное для строительства двух ТЭС в Севастополе и Симферополе по 470 МВт, 2 июня разместило на сайте госзакупок тендер на проверку на соответствие техрегламенту Таможенного союза (ТС) «в форме декларирования» партии из четырех «газотурбогенераторных модулей серии ТПЭ-180», произведенных самой компанией, срок работ — до 31 июля. Единственным поставщиком данной услуги признано ФГУП ВНИИНмаш. Как утверждают источники “Ъ”, речь идет о поставке газовых турбин для ТЭС в Крыму (инвестиции — 71 млрд руб.). Впрочем, кто является производителем оборудования, неясно: ТПЭ специализируется на инжиниринге энергообъектов и машиностроительных мощностей не имеет. Под шифром ТПЭ-180 скрыт реальный поставщик турбин, считают источники “Ъ”. В «Ростехе» подробности закупки не раскрывают, в Минэнерго РФ “Ъ” не ответили. В Минтопэнерго Крыма от комментариев отказались.
Строящиеся в Крыму ТЭС должны закрыть энергодефицит в регионе. Общая мощность генерации на полуострове — 920,3 МВт, на пике требуется до 1,43 ГВт. Часть спроса закрывает энергомост через Керченский пролив (800 МВт) и перевезенные из других регионов РФ мобильные ГТЭС. Но мощных газовых турбин в РФ не делают, а поставка западного оборудования в Крым запрещена санкциями.
В итоге у «Ростеха» возникли проблемы, и Минэнерго уже признавало, что сроки ввода ТЭС будут сдвинуты с 2018 года. Для компенсации задержки, которая, по словам министра Александра Новака, будет «небольшой», предлагается строить 120 МВт в Саках с турбинами малой мощности Объединенной двигателестроительной корпорации «Ростеха».
Алексей Чалый, депутат заксобрания Севастополя, о строительстве ТЭС в Крыму, 27 апреля (цитата по Reuters)
В России за 20 с лишним лет утрачена способность производить турбины такой мощности... Мне было понятно, что это может кончиться плохо
Источники “Ъ” в отрасли считали, что для обхода санкций может быть использована схема, при которой Крым получит оборудование для планируемой ТЭС «Тамань»: ТПЭ еще до выбора ее инвестора купил лицензионные турбины Siemens у СП «Силовых машин» и немецкой компании в Петербурге (ГТЭ-160). Стали ли доводить схему до конца, непонятно: в конце 2016 года Siemens, опасаясь санкций, прекратил поставку для Тамани, отгрузив турбины без дополнительного оборудования. А в конце февраля глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что надеется договориться о закупке турбин в Иране. “Ъ” полагал, что речь может идти о закупке турбин у иранской MAPNA, производящей аналоги ГТЭ-160 по лицензии Siemens.
Как утверждают источники “Ъ” на рынке, третьей схемы поставок турбины в Крым так и нет: либо петербургское, либо иранское оборудование. Как говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, после заявления господина Чемезова делегации «Ростеха» несколько раз посещали Иран, подробности поездок неизвестны. Сейчас ТПЭ определился с поставщиком, утверждают собеседники “Ъ”, не раскрывая, какой выбор был сделан. В Siemens “Ъ” сообщили, что не меняли позицию по поставкам турбин ТПЭ.
Максим Сафиулин из адвокатского бюро А2 замечает, что декларированию подлежит оборудование, которое импортируется в страны ТС, это необходимо для того, чтобы подтвердить соответствие качества и безопасности пропускаемого оборудования. Без этого не может пройти госзакупка, говорит юрист. В целом можно, наверное, сделать вывод, что декларация может указать на то, что турбины идут не из страны—члена ТС, отмечает он, и, учитывая прежние новости, что такие турбины есть в Иране, возможно, декларация — это указатель их происхождения.