На электротяге
Пересядет ли Москва на новый вид транспорта
Власти столицы уже в этом году могут начать закупку электробусов. Всего городу потребуется 300 таких машин в год. Зачем они Москве, разбиралась Татьяна Гомозова.
У России будет собственный электротранспорт. Во всяком случае, национальный консорциум под это уже создается. Его учредителями выступили Москва, федеральное правительство и ряд профильных компаний. Первоочередная задача — наладить производство электробусов для столицы, заявлял в интервью обозревателю «Коммерсантъ FM» Дмитрию Дризе министр транспорта Максим Соколов.
Основной аргумент, конечно,— экологичность. По словам столичного вице-мэра Максима Ликсутова, Москва готова закупать по 300 электробусов в год у российских производителей, когда они смогут это обеспечить. Пока же город тестирует разные модели, в том числе иностранные. В апреле на испытания взяли финский Linkker. Он, кстати, заряжается за полторы-три минуты. А прошлым летом успешно протестировали белорусский троллейбус с дизелем, который может часть пути пройти, опустив «рога». Это позволило убрать провода в историческом центре города. Как говорили тогда в мэрии, во-первых, это красиво, а во-вторых, содержание контактной сети дорого обходится.
Правда, конкретики по этим расходам нет, что вызывает сомнения у общественников. По словам вице-президента Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта Александра Морозова, экономия неочевидна.
«При расчете необходимых затрат нужно учитывать массу нюансов. Например, мастера, обслуживающие контактные сети, не разделяют их на трамвайную и троллейбусную. В целом, это небольшие траты. По отчетам «Мосгостранса» за 2012 год оказалось, что обслуживание троллейбуса вместе с контактной сетью в эксплуатации обходится гораздо дешевле автобуса», — заметил он.
Подробностей тестов власти раскрывать тоже не хотят. Известно только, что в идеале машина должна проходить минимум 200 км без подзарядки в любую погоду. Морозоустойчивость — основная проблема, поскольку на холоде батареи разряжаются быстрее.
Интересно, что китайский BYD на тестах не представлен, хотя это лидер мирового рынка. Он, в частности, поставляет электробусы в Калифорнию, а в Лондон — даже электродаблдекеры. В «Мосгортрансе» говорят, что только консультируются с китайцами по технологии.
Российских пробных электробусов уже тоже немало: «Волжанин», «ТролЗа Экобус», «ЛиАЗ», «ГАЗ», и, наконец, «КамАЗ», который закрепился в «Сколково». Туда электробус ходит от станции метро «Славянский бульвар». А неделю назад компания презентовала зарядную станцию со скоростью подзарядки в шесть минут. Эксперимент вполне успешен, сообщил вице-президент фонда «Сколково», независимый директор «Россетей» Олег Дубнов: «Сейчас завершается второй этап испытаний, который рассчитан до конца лета 2017 года. После этого «КамАЗ» планирует изготовление пяти-десяти автобусов, которые будут курсировать по маршруту, который соединит «Сколково» с ближайшими станциями метро. Мы планируем, что к 2020 году по территории технопарка будет ездить исключительно электротранспорт».
Еще один аргумент в пользу отечественного производителя — цена. По данным главы «Мосгортранса» Евгения Михайлова, зарубежные электробусы стоят от 40 млн до 70 млн руб. «КамАЗ» же предварительно оценивается в 25 млн руб. Правда, тот же китайский электробус K9 стоит около $500 тыс., то есть вполне сравнимые 28,5 млн руб. В любом случае, 300 машин в год обойдутся городу как минимум в 7,5 млрд руб., не считая инфраструктуры.
Потенциальная проблема, с которой могут столкнуться производители электротранспорта — цена лития. Он используется для производства аккумуляторов, и с 2015 года подорожал втрое.