В Гаване не увидят «башню Трампа»
Белый дом готовится ужесточить политику по отношению к правительству Рауля Кастро
Президент США Дональд Трамп сегодня произнесет речь, в которой объявит о своей новой политике в отношении Кубы. Для этого американский лидер специально прибудет в Майами, форпост кубинских иммигрантов, чьи голоса позволили ему победить на выборах в ключевом штате Флорида. Судя по сигналам, поступающим от членов администрации США, хозяин Белого дома намерен частично пересмотреть «кубинскую стратегию» своего предшественника Барака Обамы, направленную на нормализацию отношений с Гаваной.
Ожидается, что Дональд Трамп объявит об ужесточении законов США, которые позволяют определенным категориям американских граждан посещать остров, а также запретит американским компаниям иметь какие-либо деловые и торговые связи с кубинскими фирмами, которые контролируются военными. Вместе с тем речь не идет о разрыве дипломатических связей с Гаваной и закрытии там посольства США.
Позиция господина Трампа по отношению к кубинским властям отличается крайней непоследовательностью. В сентябре 2015 года, отвечая на вопрос о новом подходе Барака Обамы к Кубе, он сказал: «Я считаю, что это хорошо». Но еще до того, как президент Обама в декабре 2014 года объявил о восстановлении контактов с Гаваной, представители бизнес-структур Трампа посещали остров, где рассматривали возможность открытия гольф-клуба, строительства отеля и возведения «башни Трампа» наподобие той, что находится на Манхэттене. В марте 2015 года, незадолго до начала избирательной кампании, Дональд Трамп сообщил CNN о своем желании построить отель в столице Кубы. Однако на последнем этапе гонки кандидат в президенты посетил Майами, где пообещал пересмотреть политику Барака Обамы по выстраиванию отношений с Кубой. Когда в ноябре того же года умер кубинский лидер Фидель Кастро, Дональд Трамп назвал его «жестоким диктатором».
Настрой президента вызывает неоднозначные отклики даже среди членов его команды. Противоречивые оценки дают также американские правозащитники и кубинские диссиденты. В мае 50 сенаторов выступили за принятие закона, который устранил бы остающиеся препятствия для поездок на остров граждан США. Однако за ужесточение политики по отношению к «диктатуре Кастро» выступает влиятельный сенатор от Флориды Марко Рубио, а также конгрессмен от того же штата Марио Диас-Баларт. Их голоса важны для президента в период, когда Конгресс с пристрастием изучает контакты людей из его окружения с российскими официальными лицами.
Марко Рубио всегда жестко критиковал кубинскую стратегию Барака Обамы, называя ее «пощечиной» и «предательством дела демократии на Кубе». Противники нормализации обращают внимание на то, что после установления дипотношений между двумя странами кубинские власти не только не прекратили преследования инакомыслящих, а наоборот, ужесточили их. К пересмотру политики США призывают и кубинские оппозиционеры. Как заявил глава крупнейшей из правозащитных организаций Union Patriotica de Cuba («Патриотический союз Кубы») Хосе Даниэль Феррер, «настал момент повернуть вспять политику, которая играет на руку кастровскому режиму, но ничего не дает угнетенному народу». Господин Феррер призывает к введению жестких санкций в отношении Гаваны и одновременно в отношении ее союзника — правительства Николаса Мадуро в Венесуэле.
Однако эту позицию не разделяет, например, глава отдела Латинской Америки Amnesty International Марсела Гонсалвиш. «Больше поездок на Кубу, больший доступ кубинцев к соцсетям, более широкий диалог — лучший путь для защиты прав человека,— говорит она.— Нападения полицейских на оппозиционеров остались бы незамеченными, если бы там не было американских туристов со своими мобильными телефонами».
Как сообщают американские СМИ, против сворачивания процесса нормализации отношений с Гаваной выступает и ряд членов команды Трампа, которые в последние месяцы побывали на Кубе и договорились о подписании взаимовыгодных контрактов. О том, что последствия этого шага будут негативными, пишет и Рейнальдо Эскобар, автор единственной независимой газеты, издающейся на Кубе,— «14 y medio». «Новая политика кнута приведет лишь к усилению репрессий и укреплению позиций наиболее консервативных членов правительства в то время, когда власти готовятся к запланированной на февраль 2018 года отставке Рауля Кастро»,— предполагает он.
Кроме того, возможные санкции США вряд ли произведут экономический эффект, считают американские эксперты. Кубинская компания Grupode Administracion Empresarial (GAESA), которая находится в ведении военного ведомства (ее возглавляет генерал Луис Альберто Родригес-Лопес, зять Рауля Кастро), контролирует около 60% всей экономики страны — транспортную сферу, гостиничный бизнес, недвижимость, банковский сектор, сеть супермаркетов, строительство и многое другое. «Покупая бутылку кока-колы в кубинском магазине, сувенир в киоске, арендуя автомобиль или снимая номер в отеле, туристы так или иначе содействуют обогащению конгломерата военных компаний»,— пишет американская газета El Nuevo Herald. Впрочем, введение санкций в отношении GAESA будет ударом и по крупным американским корпорациям, таким как Starwood и Sheraton, подписавшим масштабные контракты по строительству роскошных отелей на Кубе; по компаниям в сфере телекоммуникаций, взявшимся внедрить на острове интернет и мобильную связь; а также по американским поставщикам сельскохозяйственной и фармацевтической продукции на Кубу.