Наблюдатели наводят фокус на камеры
В Санкт-Петербурге член ОНК подал иск, обжалуя запрет на видеосъемку в колонии
Член ОНК Санкт-Петербурга Яна Теплицкая потребовала через суд вернуть общественным наблюдателям право на пронос в колонии видеотехники. Она подала иск, оспаривая действия представителя регионального УФСИН, который сообщил членам ОНК, что пронос оборудования запрещен. Правозащитники говорят, что предыдущие составы ОНК также через суды добивались своего права на съемки в колониях. Как сообщал “Ъ”, ранее суд отказал другому члену ОНК в Санкт-Петербурге в удовлетворении похожего иска.
Как стало известно “Ъ”, в Приморский районный суд Санкт-Петербурга подан иск по поводу запрета на пронос видеотехники в колонию. Заявитель — член ОНК Санкт-Петербурга Яна Теплицкая оспаривает действия начальника оперативного отдела ИК-6 Александра Котлярова, который сообщил членам ОНК, что они не имеют права пронести оборудование в колонию. Представитель истицы, руководитель правозащитной группы «Команда 29» Иван Павлов уверен, что такое право у членов ОНК есть: «По закону члены ОНК могут прибегать к любым не запрещенным законом методам для контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. В колониях есть запрет на фотосъемку, но членов ОНК он не касается, они обладают специальным статусом, что уже подтверждал Верховный суд». Однако на практике члены ОНК постоянно сталкиваются с противодействием сотрудников колоний в проносе техники, добавляет господин Павлов.
«Представители УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на встрече с нами, с новым составом ОНК, в конце прошлого года сообщили, что снимать в СИЗО нельзя, но мы можем вести съемку в колониях (в черте города расположены четыре колонии.— “Ъ”) после подачи уведомления и получения подписи начальника УФСИН Игоря Потапенко»,— рассказала “Ъ” Яна Теплицкая. Она была уверена, что проблем не возникнет. «В конце февраля нам стало известно от других заключенных ИК-6, что в колонии сильно избит один человек. Мы подали уведомление о съемке, получили ответ от УФСИН, в котором не содержалось запрета на пронос техники, и в начале марта отправились в колонию. Но нас не пропустили»,— рассказывает член ОНК. В ответе главы УФСИН (есть в распоряжении “Ъ”) говорится, что по ФЗ-76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» члены ОНК должны соблюдать ведомственные акты. Там же называются два приказа Минюста. В приказе №178 от 03.09.2007 говорится, что на режимной территории запрещается съемка. А согласно приказу №652 от 28.11.2008, снимать осужденных можно с их письменного разрешения. Госпожа Теплицкая говорит: по ее данным, члены ОНК Ленинградской области свободно проносят видеокамеры в колонии.
«Ранее наблюдатели свободно вели видео- и фотосъемку в колониях. Но ФСИН поняла, какое оружие нам дала, так как записи сразу же отправлялись в СК. И такая практика прекратилась»,— рассказал “Ъ” бывший зампред ОНК Санкт-Петербурга Леонид Агафонов, ведущий специалист проекта уполномоченного по правам человека в РФ и директората по защите прав человека Совета Европы «ОНК — новое поколение». По его словам, раньше члены ОНК массово шли в суды, отстаивая право на съемку, но по итогам последних выборов многие активные наблюдатели не вошли в комиссии, и суды прекратились. «Сейчас только в Свердловской области члены ОНК еще борются за свои права и немного в Челябинской»,— говорит господин Агафонов.
«Надо бы поговорить с питерскими, научить их»,— отреагировала член ОНК Свердловской области Ольга Вековшинина. Она постоянно снимает на видео заключенных в колониях. «Мы оставляем камеры и фотоаппараты на КПП в колониях, а потом берем письменное разрешение у заключенных на съемку и забираем технику на КПП»,— рассказала “Ъ” госпожа Вековшинина. По ее словам, и у них были случаи, когда наблюдателям запрещали пронос камер. «Надо скандалить. Мы требуем показать нам документы, законы, где есть такой запрет. Если не могут, то все, они обязаны нас пропустить с камерами. У нас есть такое право»,— говорит госпожа Вековшинина и вспоминает, что как-то пять дней подряд они ходили в колонию, требуя их пропустить с камерой, и добились своего. «Не надо договариваться и поддаваться»,— подчеркивает она.
Напомним, что в этом году другой член ОНК Санкт-Петербурга — Екатерина Косаревская требовала через суд снять пометку «для служебного пользования» с приказа Минюста №21 от 15.02.2006, где, по ее данным, идет речь о праве членов ОНК на пронос в колонии записывающей техники. Представители Минюста представили суду текст приказа, но без приложения — инструкции, где описывается порядок входа в колонии. Суд отказал в удовлетворении иска.