У противников Эмманюэля Макрона отнимают последние стулья

Сторонники президента Франции получили большинство мест в парламенте

Сегодня вечером во Франции завершился второй тур выборов в нижнюю палату парламента — Национальное собрание. Уверенную победу на них одержали сторонники недавно избранного президента Эмманюэля Макрона. Важная победа, но ее плодами надо суметь воспользоваться, считает парижский корреспондент “Ъ” Алексей Тарханов.

Президент Франции Эмманюэль Макрон

Фото: Christophe Archambault/Pool, Reuters

Уже после первого тура парламентских выборов стало ясно, что у президента Макрона и его движения «Вперед, республика!» (LREM) будет во французском парламенте подавляющее большинство. Получив в первом туре 32,3%, уничтожив своих конкурентов справа и слева, центристское движение буквально захватило Национальное собрание. Такого большинства у президентов Пятой республики не было со времен генерала де Голля. В завершившемся сегодня втором туре речь шла скорее об уточнении победных цифр: 400 или 440 депутатов из LREM и примкнувших к ним членов «Демократического движения» (MoDem) станут гарантами президентского курса, а также о личных достижениях и неудачах — кого из известных политков, глав партий, бывших и нынешних министров, мэров, депутатов накажут или поддержат избиратели.

Окончательные итоги мы узнаем к середине недели, но результаты этого воскресенья таковы. Кандидаты «Вперед Республика!» и их союзники получили от 395 до 425 мест в парламенте. Это они в ближайшие пять лет будут решать, как именно идти Франции по пути, указанном президентом.

Ничто не нарушит темп реформ, даже если Эмманюэль Макрон решится на самые непопулярные меры. Он может, конечно, столкнуться с оппозицией улицы, но парламент его поддержит.

Среди традиционных партий самый лучший расклад у сторонников вовремя примкнувшего к господину Макрону центриста Франсуа Байру. Его едва не исчезнувшая партия MoDem собрала в парламенте больше, чем его некогда влиятельные противники из правившей пять лет Социалистической партии (PS). Если социалисты, обладавшие в прошлом Национальном собрании большинством в 284 места, сохранят только 29—34 кресла, то кандидаты MoDem могут получить 62. В проигрыше, хотя и не таком сокрушительном как социалисты, остались правые «Республиканцы» (LR), имевшие 199 мест и откатившиеся к 97—117. Для них это большое расстройство: еще недавно они собирались провести в президенты своего Франсуа Фийона, а потом планировали реванш в парламенте, и обе попытки закончились неудачей.

Еще сильнее разочарование Национального фронта (FN), готовившегося в лице Марин Ле Пен возглавить страну. Госпожа Ле Пен проиграла президентские выборы, а парламентские показали, что большинство голосов были отданы лично ей, а не ее сторонникам. Надеявшиеся на сто с лишним мест, нацфронтисты получат жалкие 4—6 мест — и некоторое утешение в том, что глава партии в парламент прошла. Она могла командовать Францией, ей останется руководить ультраправыми, которых в новом парламенте можно будет перечесть на пальцах.

Та же проблема у крайне левых. Лидер «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон, уже видевший себя во втором туре президентских выборов, а то и в Елисейском дворце, получит в качестве утешительного приза кресло в Собрании, где он сможет и дальше упражняться в своем действительно выдающемся, ораторском искусстве.

Надо заметить, что этот выбор был сделан не всей Францией. Явка во втором туре парламентских выборов оказалась самой низкой за последние тридцать лет — всего 42% против 47,81% в первом туре. Две трети избирателей не пришли в это очень жаркое воскресенье к урнам, считая, что если и так все решено, так зачем же стараться.

Похоже, французы решили, что новому президенту нужно дать возможность поработать.

Бессмысленно, выбрав себе нового главу страны, утопить его в парламентских дебатах, не позволив провести в жизнь программу, и тем самым потерять еще одно пятилетие. Только личные соперники Эмманюэля Макрона готовятся к оппозиции в Национальном собрании, в основном же даже в лагерях правых и левых немало тех, кто заранее настроен на сотрудничество, так что президентское большинство может оказаться еще более обширным.

В итоге молодой президент окажется во главе слишком мощной машины, и все задают себе вопрос — сможет ли он управлять ей достаточно осторожно. Во всяком случае наблюдатели напоминают сторонникам господина Макрона о печальной судьбе социалистов, с которыми он работал в качестве министра экономики. В прошлое пятилетие те раз за разом торжествовали — на президентских и на парламентских выборах, но к концу президентского срока Франсуа Олланда, от них почти ничего не осталось. Да и генералу де Голлю, не поладившему с французами, вышедшими на улицы, в конце концов пришлось уйти.

Алексей Тарханов, Париж


Как Эмманюэль Макрон стал президентом республики

Во Франции 7 мая определился победитель второго тура президентских выборов. Руководить страной в ближайшие пять лет будет лидер движения «Вперед!» 39-летний Эмманюэль Макрон — восьмой президент Пятой республики и самый молодой национальный лидер за всю историю Франции. Подобной избирательной кампании, которая бы шла от разочарования к разочарованию, страна еще не знала, считает парижский корреспондент “Ъ” Алексей Тарханов. Читайте подробнее

Вся лента