Воздушный диспетчер займется землей
Госкорпорация по ОрВД профинансирует развитие Шереметьево
Как выяснил “Ъ”, правительство привлечет к финансированию строительства третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) в московском аэропорту Шереметьево ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД). Полоса строится с 2011 года, и ее стоимость уже увеличилась в полтора раза, до 55 млрд руб. Чиновники с конца 2016 года ищут внебюджетные источники для покрытия дефицита средств. Теперь ФГУП получит функции заказчика-застройщика ВПП-3 и направит на ее финансирование 7,7 млрд руб. Впрочем, требования Международной организации гражданской авиации (ICAO) обязывают аэронавигационные компании тратить прибыль только на развитие своей инфраструктуры.
Как стало известно “Ъ”, ГК по ОрВД примет участие в софинансировании строительства ВПП-3 в Шереметьево. В конце 2016 года аэропорт столкнулся с серьезным дефицитом средств — на реконструкцию и строительство всех объектов Шереметьево, находящихся в федеральной собственности, не хватало 19 млрд руб., из которых на ВПП-3 требовалось 13 млрд руб. (см. “Ъ” от 2 декабря 2016 года).
По сведениям “Ъ”, устав ГК по ОрВД будет изменен: ФГУП получит функции заказчика-застройщика новой ВПП-3. В ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» объемы финансирования этого проекта увеличатся «за счет внебюджетных источников». Из собственных средств ГК по ОРВД будет выделено 7,7 млрд руб., в том числе 3,2 млрд руб.— в 2017 году, 3,5 млрд руб.— в 2018 году и еще 1 млрд руб.— в 2019 году. За счет этих средств будет построено светосигнальное оборудование, патрульная дорога, очистные сооружения, командно-диспетчерский пункт и прочие объекты.
Решение о строительстве ВПП-3 в Шереметьево (3,2 тыс. м) принято в 2009 году, заказчик-застройщик — ФГУП АГА(А), подрядчиком был «Инжтрансстрой». Но проект уникален по сложности: рулежная дорожка проходит по эстакаде над Шереметьевским шоссе, под ВПП размещены водопропускные сооружения для рек Клязьмы и Мещерской Альбы. ФГУП АГА(А) получило разрешение на строительство в 2012 году, но из-за неопределенности с оценщиком затянулся выкуп земель. В 2014 году готовность ВПП-3 составляла 28%. А в 2015 году подрядчик приостановил строительство из-за задержек, а потом и остановки финансирования со стороны заказчика. Росавиация расторгла контракт, и строительство затянулось из-за недостатка средств.
В Минтрансе и Шереметьево перенаправили запрос “Ъ” в Росавиацию, но там, как и в ГК по ОрВД, от комментариев отказались. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, отметил, что инициатива наделить данными полномочиями ГК по ОрВД исходит от правительства. По требованиям ICAO провайдеры аэронавигационного обслуживания должны тратить прибыль от навигационных сборов только на развитие и модернизацию своей инфраструктуры. Но поскольку предприятие не относится к категории бюджетных, то по закону часть прибыли ФГУП обязано направлять государству. Таким образом, распоряжение юридически закрепляет данный порядок. В мае 2016 года правительство обязало ФГУП направлять в госбюджет половину чистой прибыли, полученной по итогам 2014–2020 годов от всех услуг, кроме основной — по аэронавигационному обслуживанию. Согласно отчету ГК по ОрВД, в 2016 году выручка составила 93,7 млрд руб., а чистая прибыль — 16,3 млрд руб. В 2016 году ФГУП перечислило в бюджет 626,2 млн руб.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев говорит, что это уже не первый прецедент, когда государство использует средства госкорпорации в качестве внебюджетного фонда. Проект строительства ВПП-3 — один из ключевых в гражданской авиации, но не только из-за предстоящего в 2018 году чемпионата мира по футболу, но также из-за роста операций базового перевозчика Шереметьево «Аэрофлота». ГК по ОрВД — единственное предприятие, чьи фактические рублевые доходы существенно превосходят ранее запланированные показатели вследствие большой валютной выручки и курсовых разниц, замечает эксперт.