В Крыму подморозило цены
Российские курорты пересчитывают туры по погоде
Этим летом гостиницам Краснодарского края и Крыма вряд ли удастся повторить рекордные показатели прошлого года. Сократившийся на фоне плохой погоды и роста спроса на зарубежные направления интерес путешественников к российским курортам снизил показатели загрузки, уже заставив некоторых отельеров скорректировать стоимость размещения.
Начавшееся падение показателей рынка внутреннего туризма стимулировало некоторые гостиницы снизить заявленные ранее тарифы, рассказала “Ъ” исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее словам, снижение происходит неравномерно, но в некоторых случаях благодаря более дешевому размещению стоимость туров на летний период снизилась на 10–15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По расчетам АТОР, интерес индивидуальных туристов к курортам Крыма и Краснодарского края уже к началу лету сократился на 5–7%, организованных путешественников — на 12–15%. По мнению госпожи Ломидзе, последние в этом году более активно стали ездить за рубеж, в частности в Турцию.
По оценкам директора по продажам НТК «Интурист» Сергея Толчина, загрузка отелей в Крыму и Краснодарском крае сейчас на 15–20% ниже, чем годом ранее. «Многие отельеры действительно сами выходят к нам с предложением снизить стоимость размещения и туров, стремясь разрешить ситуацию»,— отмечает он. По мнению господина Толчина, на загрузку гостиниц оказали негативное влияние два фактора: отмена части рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа», из-за чего туроператорам пришлось сдвинуть начало полетной программы, и установившаяся в мае-июне холодная погода, которая снизила интерес туристов.
По данным гендиректора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, падение спроса на туры на Черноморское побережье сейчас по сравнению с прошлым годом составляет 10–20%. Причина, по словам господина Ромашкина,— холодное лето. «Например,— продолжает он,— в Анапе в начале июня держалась температура в 20–22 градуса, температура воды в море — не более 20 градусов, в то время как на Кипре было плюс 30. Понятно, что выбирали люди».
Похожие доводы и у самих отельеров. Региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ Алексис Деларофф говорит, что из-за низкой температуры в Сочи в мае и июне загрузка заметно снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам гендиректора IFK Hotel Management (развивает в России по франшизе Golden Tulip) Марселя Измайлова, в горном кластере Сочи падения загрузки пока незаметно и она держится на уровне прошлого года. Замглавы департамента по развитию индустрии гостеприимства CBRE Станислав Ивашкевич оценивает падение загрузки сочинских отелей в 20%. Он не исключает, что гостиницы будут вынуждены массово снижать цены для сохранения потока. Но это не выход из ситуации, полагает руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяна Веллер. «Снижение цен не позволит привлечь значительный спрос в условиях плохой погоды, тогда как временный демпинг может в перспективе обернуться проблемами для гостиниц: единожды уронив тарифы, сложно нарастить их в дальнейшем»,— объясняет она. Директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова предполагает, что спрос восстановится, как только установится теплая погода, а падение цен не превысит 5%.
Снижение показателей сочинских отельеров в этом году может произойти после рекордного лета 2016 года. Тогда, по расчетам JLL, в июне—августе заполняемость объектов в прибрежном кластере и Имеретинской долине составила 68% против 54% летом 2015 года, в горном кластере — 59% против 20% годом ранее. При этом Сочи и Крым — не единственные популярные направления внутреннего туризма, где этим летом снижается спрос на средства размещения. Аналогичную тенденцию Российский союз туриндустрии отмечал в Санкт-Петербурге, где по итогам майских праздников загрузка отелей сократилась в среднем на 10%.