Сергей Олегович Иванов — научный руководитель Савелия и Дмитрия
Математическое образование
— В чем, на ваш взгляд, особенности сегодняшнего образования, особенно математического?
— Мне трудно судить об образовании в целом, потому что мое знакомство с системой образования ограничивается ведением кружка в одной конкретной школе. Но я считаю, что главной особенностью сегодняшнего образования является наличие интернета. Благодаря ему у любого человека есть доступ к огромному количеству информации, которая находится быстро и легко. Особенно если знаешь английский язык. У меня был друг в школе из простой семьи, который жаловался на то, что он не знает многих слов, которые попадаются ему в книжках. Он спрашивал маму, она не знала и советовала ему посмотреть в энциклопедии. Объяснений из энциклопедии он тоже не понимал. Сейчас у него не было бы такой проблемы. При желании все ответы можно найти в интернете. Википедия меняет мир.
Наряду с очевидными плюсами у такой доступности информации есть свои минусы. Пропадает необходимость запоминать информацию, и это иногда негативно сказывается на понимании. Еще один минус интернета в том, что дети тратят на него много времени, рассматривая смешные картинки. Но плюсов больше.
— Видите ли вы применимость математики в повседневной жизни?
— Математика не применяется в повседневной жизни обычного человека. Я говорю о современной математике. Конечно, какая-то минимальная математика применяется при вопросах типа "Что выгоднее: купить квартиру или положить деньги в банк и снимать проценты?", но это все очевидно и неинтересно. Может, кто-то и может вас развлечь историей про то, как он применил "деревья Штейнера" для прокладки электропроводки у себя на даче, но у меня таких примеров нет. Другое дело применения в бизнесе. Известны примеры того, как крупные компании, которые оказывают услуги по доставке грузов, сэкономили очень много денег, начав использовать новые алгоритмы для выбора маршрутов, основанные на современной математике. Другой пример — это улучшение работы медицинских сканеров, которое произошло благодаря применению современной математики при обработке сигналов.
Главные применения математики находятся не в повседневной жизни, а в науке. Это язык, на котором говорит наука. Это язык общения с природой. И мы этот язык развиваем.
Если говорить о приложениях, которые понятны обывателю, то я процитирую ответ Пола Данна, который он дал на вопрос о том, есть ли у математики практическая ценность, в газете The Irish Times: "Помимо непосредственных приложений к электрическим цепям и механизмам, электронике (включая проектирование схем и компьютерной техники), к компьютерному программному обеспечению (включая криптографию для обеспечения безопасности банковских онлайн-трансакций, программное обеспечение для бизнеса, антивирусы и игры), телефонам, мобильным телефонам, радио- и телевизионным системам вещания, конструированию антенн, игровым приставкам, ручным устройствам, таким как iPod, архитектуре и строительству, дизайну и изготовлению автомобилей, космическим путешествиям, системам GPS, радарам, рентгеновским аппаратам, медицинским сканерам, исследованию частиц, метеорологии, спутникам, всей физике и большей части химии, ответ, вероятно, "нет"".
— Насколько сегодня популярно занятие наукой у молодежи?
— Занятие наукой довольно популярно среди молодежи. С одной стороны, есть молодые люди, которые очень предрасположены к занятиям наукой. И если такой человек хоть где-то прикоснется к настоящей науке, на какой-нибудь лекции или кружке, то его с этой иглы уже не снимешь. И так было всегда. С другой стороны, финансовая сторона вопроса постепенно налаживается, и хороший ученый вполне может сделать себе хорошую карьеру и зарабатывать весьма приличные деньги. Даже в России. Кроме того, сейчас возникла среда "гиков", которая позволяет комфортно существовать заинтересованным наукой молодым людям среди себе подобных. Под этой средой я понимаю как сообщества в социальных сетях, различные ресурсы типа "Постнауки", так и научно-развлекательные "тусовки" в различных форматах, такие как "Щепотка соли", "Курилка Гутенберга".
— В чем вы видите проблемы сегодняшнего образования?
— Я не знаю, какие проблемы у сегодняшнего образования. Проблемы, конечно, есть и всегда были, но сейчас есть такие большие возможности для самообразования, что любой активный заинтересованный человек может их легко обойти. Поэтому мне неинтересно об этом думать и говорить.
— В чем секрет успеха ваших учеников?
— Нет никакого секрета. У нашей школы есть четкая структура, по которой мы учим детей. Эта структура совершенствовалась годами Ильей Александровичем и его "соратниками", одним из которых я являюсь. Постепенно наша работа начала приносить плоды. Например, ученики ЛНМО начали побеждать в различных конкурсах. Но эти победы — это второстепенные плоды. Главные плоды — это то, кем становятся выпускники нашей школы во взрослой жизни. Среди них много талантливых ученых, успешных бизнесменов и просто хороших людей. Например, среди моих одноклассников пять кандидатов наук. Бизнесменов не считал, но тоже немало. Среди тех, кто когда-то был моим личным учеником, тоже немало ученых. Даже в жюри этого американского конкурса ISEF, в котором в этом году победил мой ученик Савелий Новиков, был мой бывший ученик Александр Нешитов. Он сейчас занимается математикой в Америке.
— Есть среди них новые потенциальные нобелевские лауреаты?
— Поживем — увидим.