Столкновение неизбежно?
«Pro et Contra»: Россия вышла из меморандума о безопасности полетов над Сирией
Россия разрывает военное взаимодействие с США в рамках меморандума о безопасности полетов над Сирией. Прекращение сотрудничества произошло после того, как истребитель международной коалиции F-18 сбил сирийский Су-22, который поддерживал наступление правительственных войск на позиции террористов. По данным Минобороны, в районе инцидента находились и российские боевые самолеты, но американская сторона не использовала имеющийся канал связи, чтобы предотвратить столкновение. В Москве это трактуют как сознательное невыполнение обязательств в рамках меморандума об обеспечении безопасности полетов авиации в Сирии. Теперь российские ПВО в Сирии будут брать самолеты и беспилотники коалиции, как сообщается, на сопровождение. Оправданно ли решение России, или это приведет к еще большему обострению ситуации? Ведущий «Коммерсантъ FM» Марат Кашин в рамках программы «Pro et Contra» задал этот вопрос замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Максиму Шеповаленко и директору Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александру Шумилину.
Александр Шумилин: Я полагаю, что в решении Минобороны значительную роль сыграли эмоции и желание генералов сделать впечатляющий жест. На самом деле, это решение довольно жесткое, которое, несомненно, повлечет за собой эскалацию конфликта в том случае, если оно не будет смягчено по дублирующим каналам. Если российская сторона попробует сбить хотя бы один беспилотник со знаком USA, начнется нечто совершенно невообразимое. По-моему, наши генералы и консультанты несколько заигрываются, не понимая, с кем и в какой ситуации они имеют дело. Россиян явно подталкивают к прямому столкновению с США официальные силы в Сирии и Иране. Поэтому отказ от каналов связи по предотвращению эскалации — это шаг более чем эмоциональный, не просчитанный с учетом внутриполитической ситуации внутри Соединенных Штатов и накала антироссийских настроений.
Максим Шеповаленко: Я не согласен, что это было эмоциональным решением. Это тот случай, когда пропускать удар нельзя. В дипломатии всегда работает принцип взаимности. Если мы не видим на этой улице двустороннего движения, значит, мы налаживаем одностороннее. У России в Сирии есть варианты функционального поражения средствами РЭБ американской пилотируемой и беспилотной авиации в зоне ведения активных боевых действий на востоке страны. Есть варианты огневого поражения. К сожалению, работает только такой подход. Если вы демонстрируете слабость в диалоге с партнером, который не хочет с вами вести диалог на равных, тогда надо переходить от пряника к кнуту. Однако, безусловно, Россия должна понимать, что, скажем так, повышение ставок чревато обострением ситуации.
Слушать полную версию программы: