Катарскую помощь банку Barclays посчитали преступной
Бывшим топ-менеджерам предъявлены обвинения в мошенничестве
Британское Управление по борьбе с тяжкими финансовыми преступлениями сегодня предъявило обвинения в мошенническом сговоре банку Barclays и его бывшим топ-менеджерам. Управление считает, что привлечение инвестиций из Катара, позволившее банку избежать национализации в разгар финансового кризиса, прошло с нарушением закона.
Бывший генеральный директор Barclays Plc Джон Варли, бывший исполнительный председатель совета директоров инвестбанковского подразделения по Ближнему Востоку и Северной Африке Роджер Дженкинс, бывший гендиректор подразделения по управлению состояниями Томас Каларис и бывший глава европейского подразделения Ричард Боут предстанут 3 июля перед Магистратским судом в Лондоне по обвинению в «заговоре с целью совершения мошенничества» и «предоставлении незаконной финансовой помощи» в нарушение Закона о компаниях от 1985 года. Обвиняемым по делу, как следует из официального сообщения Управления по борьбе с тяжкими финансовыми преступлениями, проходит и сам банк.
В 2008 году, в разгар финансового кризиса, приведшего, в частности, к временной национализации ряда крупных британских банков, таких как Royal Bank of Scotland и Lloyds Banking Group, Barclays получил финансовую помощь от катарских инвесторов — государственного Qatar Holding и частного фонда Challenger, принадлежащего бывшему премьер-министру Катара. Полученные из Катара £7 млрд помогли банку избежать национализации. Однако вскоре возникли серьезные подозрения в том, как осуществлялась помощь. Как выяснилось, перед получением помощи от эмирата, Barclays предоставил правительству страны кредит в размере $3 млрд и выплатил сотни миллионов фунтов стерлингов в рамках заключенных с катарскими лицами соглашений об оказании консультационных услуг.
По мнению британских властей, мошенничество налицо: мало того, что часть из полученных от Катара денег была на самом деле занята у самого банка, так еще и лица, принимавшие решения об инвестициях в банк, получали комиссионные от банка, выглядевшие вполне как некая форма финансового стимулирования принятия решений.
Банк пока отказывается от серьезных комментариев, сообщая, что «рассматривает ситуацию» и ждет «дополнительной информации от SFO». Ранее представители банка неоднократно говорили о том, что в их сделке с катарцами не было ничего незаконного или даже предосудительного. В свою очередь, адвокат одного из обвиняемых, Роджера Дженкинса, уже заявил, что не видит никаких перспектив у обвинения. «Естественно, в тех весьма сложных условиях 2008 года господин Дженкинс обращался и получал как внешнюю, так и внутреннюю юридическую помощь буквально по всем и каждому действию, которое теперь ему вменяют в вину»,— заметил его адвокат Брэд Кофман.
Это не первый крупный скандал для ведущего британского банка. В частности, банк обвинялся в манипулировании межбанковской ставкой LIBOR: в 2012 году ему пришлось выплатить штраф в $453 млн и провести серьезные кадровые перестановки.