Основатель OneTwoTrip запускает стартап в США
Проект FinalPrice привлек инвестиции российских фондов
Интернет-предприниматель Петр Кутис запускает на американском рынке туристическое приложение FinalPrice. Сервис работает по модели подписки и позиционирует себя как предлагающий «самые низкие цены на авиабилеты, бронирование отелей и аренду автомобилей». Проект уже привлек внимание венчурных фондов: Almaz Capital и Sistema_VC вместе с частными инвесторами вложили в FinalPrice $4 млн.
Almaz Capital и Sistema_VC вместе с частными инвесторами вложили $4 млн в развитие нового американского туристического приложения FinalPrice, сообщили “Ъ” в Sistema_VC и подтвердила директор московского офиса Almaz Ирина Горячева. Финансирование планируется направить на масштабирование FinalPrice и продвижение в США. Основатель проекта — Петр Кутис, который был одним из создателей сервиса по онлайн-продаже авиабилетов Anywayanyday, а позже, после конфликта с его основным акционером Кириллом Подольским, запустил аналогичный ресурс OneTwoTrip.
FinalPrice работает по модели подписки и рассчитывает предлагать «самые низкие цены на авиабилеты, бронирование отелей и аренду автомобилей». Бизнес-модель FinalPrice построена на заработке на годовой подписке в размере $99, а не на комиссии за сделку: предполагается, что это позволит сервису отказаться от комиссии в пользу пользователя и продавать туристические услуги по цене нетто.
«Многие индустрии уже перешли на подписную бизнес-модель — посмотрите на Netflix, Spotify, Amazon и другие компании,— объясняет господин Кутис.— А агентства в онлайн-трэвел застряли в старой парадигме заработка с каждой сделки и фактически сделали пользователей заложниками борьбы сервисов на поле цены и объема предложений». Подписочная бизнес-модель, по его оценке, позволяет предложить цену до 30% ниже, чем в других онлайн-сервисах. Таким образом, за $100 в год пользователь получает доступ к минимальным ценам более 800 авиакомпаний, 1 млн отелей и 40 сервисов для бронирования автомобилей.
Сервис использует в работе машинное обучение: для персонализации предложений FinalPrice использует собственную систему скоринга Travel Score. Travel Score есть у каждого пользователя, он учитывает множество факторов, влияющих на выбор пользователя, включая историю его бронирований. При рейтинговании отелей алгоритмы FinalPrice учитывают NPS (Net Promoter Score — индекс лояльности клиентов) отеля, его местоположение, стоимость, количество номеров, оценку пользователей внутри приложения и другие параметры.
«В этом году мы расширяем географию наших инвестиций и больше смотрим на компании, которые занимаются технологически сложными историями, например машинным обучением и искусственным интеллектом,— рассуждает президент Sistema_VC Алексей Катков.— В этом плане FinalPrice является для нас очень релевантной инвестицией: это американская компания с собственной уникальной технологией, которая пытается глобально изменить туристический рынок при помощи подписной модели».
По оценкам Phocuswright и Global Business Travel Association, в 2015 году объем американского туристического рынка достиг $329 млрд, причем онлайн-бронирование составило около половины — $173 млрд. Общее количество путешественников превышает 146 млн американцев, из них в категорию «частых путешественников» (от четырех поездок в год) входят около 67 млн человек.
Акционер Run Capital Андрей Романенко называет подписные сервисы новой маркетинговой «обложкой» для дистрибуции привычных сервисов и продуктов: «Так же, как и ранее тренд уберизации, подписки распространяются на новые ниши». Фокус на американский рынок «абсолютно правильный и логичный», так как именно эта аудитория является основным потребителем сервисов подписок и купонов в мире, говорит господин Романенко. Впрочем, по его мнению, востребованность такой модели потребления очевидна только для товаров и услуг повседневного спроса, но путешествия, если брать массового потребителя, к этому не относятся. «В то же время подписная бизнес-модель позволяет генерировать регулярный и прогнозируемый денежный поток, плюс значительно повышает привязку пользователя к сервису на период подписки»,— резюмирует он.