Голый энтузиазм
Альтернативные источники
Использование энергии воды, солнца и ветра во всем мире ежегодно набирает обороты. В России пока, как говорят специалисты, использование альтернативных источников распространено мало. Чаще теми, кто внедряет такие источники, движет не стремление к выгоде, а любительский инженерный зуд, любопытство и тяга к прогрессу, то есть проще — голый энтузиазм.
К возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) относятся энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках. Такое определение возобновляемым источникам энергии дает ст. 3 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Сегодня ветряки, солнечные батареи, тепловые насосы все чаще используются не только в местах, где есть ограничения по подключению к сетям. Во многих странах государство стимулирует установку таких аппаратов, предоставляя компенсации на их приобретение и даже приобретая излишки энергии у частного производителя.
В России пока процесс внедрения альтернативных источников энергии развивается слабо. Хотя государство пытается планировать этот процесс.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», рассказывает: «В конце сентября 2016 года министр энергетики РФ Александр Новак сказал, что в перспективе практически каждое домохозяйство будет иметь свой источник энергии. Вместе с тем Новак отметил, что основной проблемой, которую необходимо решить, является отсутствие накопителей, способных сохранять энергию во время солнечного дня или ветреной погоды и эффективно отдавать ее по мере необходимости. Использование в городе ВИЭ может быть затруднено и по другим причинам. Например, ограничения по высоте — ведь вряд ли кому-то разрешат поставить в центре города достаточно мощную ветроустановку, так как она испортит панораму города. А установить фотовольтаические мощности могут не разрешить из-за плотной городской застройки и нежелания соседей, да и эффективность их в северном городе вряд ли будет высокой», — говорит господин Баранов.
Он указывает на то, что в рамках поддержки разных видов ВИЭ до 2024 года запланировано введение около 6 ГВт мощности. «Постепенно ситуация меняется, доля ВИЭ в энергобалансе государства будет увеличиваться, можно ожидать этого и в Санкт-Петербурге», — оптимистичен господин Баранов.
Алексей Поляков, соучредитель и член правления Совета по экологическому строительству, добавляет: «По итогам заседания Госсовета по экологии и поручений руководства страны сейчас прорабатывается вопрос о возможности покупки излишков энергии в сеть от индивидуальных производителей и источников менее 15 КВт. Если смотреть за пределами крупных городов на просторах всей страны, то есть регионы, где вполне подходящие условия для разных видов ВИЭ. Сильные ветра в прибрежных районах, малая гидрогенерация в Карелии, солнце — на Алтае, биомасса — во всех сельскохозяйственных и лесодобывающих областях. Если нет возможности подключиться к далеким или недоступным по цене центральным коммуникациям, необходима автономия от монополии и диктатуры ЖКХ».
При этом специалисты сетуют, что нормативных актов, регулирующих развитие малой энергетики пока нет. Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент», говорит: «Пока мы слышали только декларацию о намерениях, в этом отношении никакой конкретики по поводу субсидий государства, возможности реализации излишков произведенной энергии нет».
База для преобразований
Нина Горшкова, специалист направления «Тепловые насосы» компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования, считает, что в электричество проще преобразовать энергию солнца или ветра. В российском частном секторе подобные решения сегодня пока что не очень распространены, однако они вполне доступны. «Например, современная портативная солнечная электростанция при площади панелей 60–70 кв. м способна выдавать в сеть мощность до 10–12 кВт. Более скромный вариант — 5 кВт мощности при 35 кв. м панелей. Запасать энергию позволяют аккумуляторы, которыми комплектуются солнечные станции», — говорит госпожа Горшкова.
Устанавливать панели можно не только на участке, но и на крыше дома. По словам госпожи Горшковой, вопреки устоявшемуся стереотипу, работают гелиостанции не только в южных широтах, а практически в любых. Главное здесь — количество солнечных дней в году. Например, в России подобные решения часто применяются в Забайкалье, Приморье и на юге Сибири.
Еще один вариант — ветрогенератор. Известно, что на территории России среднегодовая скорость ветра составляет 5 м/с. Для промышленных ветрогенераторов горизонтального типа этого недостаточно: максимум их производительности приходится на скорости около 9–12 м/с. А вот небольшие ветряки вертикального типа работают уже при 1–2 м/с. «Шума они практически не производят, поэтому их можно устанавливать рядом с домом. Небольшой одномачтовый генератор в зависимости от модификации может давать мощность от 0,5 до 15 кВт», — делится госпожа Горшкова
Впрочем, она признает, что в большинстве случаев солнечные и ветряные установки полностью обеспечить потребность загородного дома в электроэнергии не могут. «Однако в большинстве случаев речь идет о резервных источниках, поэтому можно говорить об электростанциях относительно небольшой мощности, которые используются ситуативно, например, для питания тех же тепловых насосов, а в остальное время снижают потребление от общей электросети», — рассуждает она.
Роман Матвеев, руководитель отдела систем питания Delta Electronics, ООО «Элтэк», размышляет: «Если говорить о прогнозах по этому сектору энергетики, я придерживаюсь мнения, что ближайшие перспективы на российском рынке у него более чем скромные. Это связано не только с экономической и географической составляющей, но и с относительной дешевизной электроэнергии в России по сравнению, например, со странами Европы. Кроме того, для по-настоящему широкого распространения альтернативной энергетики требуется также развитие и повышение доступности технологий других альтернативных источников энергии, помимо фотоэлектрической энергии солнца и энергии ветра, но сейчас такие технологии существуют главным образом в виде пилотных проектов за рубежом».
Деньги есть
Андрей Комиссаров, адвокат, руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры», считает, что в России в связи с доступностью традиционных ископаемых энергоносителей развитие альтернативной энергетики идет медленно. «Использование данной энергии для многих регионов является проблематичным, поскольку использование альтернативных источников энергии зачастую привязано к природным явлениям. Более того, устройства для получения альтернативной энергии являются дорогостоящими. К сожалению, сейчас отсутствует достаточное правовое регулирование использования альтернативных источников энергии», — говорит адвокат.
Тем не менее, как отмечают специалисты, уже и сегодня получить помощь от государства на установку альтернативных источников энергии возможно.
В соответствии с п. 1 указа президента РФ от 4 июня 2008 года N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» правительству РФ поручено при формировании тарифной политики и проектов федерального бюджета предусматривать бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки и стимулирования реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий.
Одним из немногих нормативных актов регулирующих получение субсидий является постановление правительства РФ от 20.10.2010 N 850 «Об утверждении критериев для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании».
Как отмечает господин Комиссаров, согласно данному нормативному акту, критериями предоставления субсидий являются: признание объекта квалифицированным генерирующим объектом; установленная мощность генерирующего объекта не превышает 25 МВт; генерирующий объект введен в эксплуатацию со дня вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России»; в отношении лица, которому генерирующий объект принадлежит на праве собственности или на ином законном основании, не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и не имеется вступившего в силу решения судебного органа о признании несостоятельным (банкротом); юридическое лицо, которому генерирующий объект принадлежит на праве собственности или на ином законном основании, не находится в стадии ликвидации.
«Полагаем, что такие меры государственного стимулирования, как введение механизма продажи мощности квалифицированных генерирующих объектов, субсидии на технологическое присоединение, возможность получения инвестиционного налогового кредита, не являются достаточными мерами для привлечения инвестиций в сферу альтернативной энергетики», — считает господин Комиссаров.
Леонид Примак, директор центра энергосбережения, энергоэффективности, экологического и энергетического аудита Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, указывает на то, что в настоящее время в России действует положение, согласно которому разработчики и создатели ветровых (ВЭУ) и солнечных (СЭУ) сетевых электрогенерирующих установок имеют право на компенсацию своих затрат за каждый подтвержденный киловатт использования установленной мощности, КИУМ (с коэффициентом не ниже 0,7). Все сертификационные испытания и квалификационные проверки проводят специалисты некоммерческого партнерства «Совет рынка». «Де-факто эти испытания проводятся следующим образом. В определенный момент времени на вновь построенную ветровую или солнечную электростанцию приезжают специалисты НП с измерительной аппаратурой и в течение месяца снимают показания приборов учета генерации мощности. Если все проходит удачно, то счастливый владелец „зеленой“ электростанции получает квалифицирующие сертификаты, дающие ему право на компенсацию понесенных расходов на уровне 120–130 тыс. рублей за каждый установленный киловатт», — рассказывает господин Примак.
При этом он считает, что в России генерируется в тысячу раз меньше «солнечной» электроэнергии, чем в Китае, потому что у нас отсутствуют необходимые ветры или они обладают резко сезонным и крайне неустойчивым характером. Другая причина — малое число солнечных дней: среднегодовые 500-600 Вт/кв. м сочетаются с «зимними» 100–200 Вт и «летними» 700–800 Вт/кв. м. Чтобы оценить масштаб проблемы, достаточно вспомнить, что, например, в Армении среднегодовая инсоляция составляет 1,5 кВт/кв. м. Также он указывает на полное отсутствие на рынке ветро-солнечной электроэнергетики серийных российских разработок мирового уровня.
Единичные примеры
Василий Минаев, генеральный директор SolarEn, говорит: «Сегодня пока что нет четко прописанных механизмов оформления объектов альтернативной энергетики, если мы говорим про микрогенерацию в рамках домохозяйств и предприятий для собственного использования. Существует пока что единичный опыт подключения частной солнечной электростанции к сети. Пока что в рамках этого опыта стало возможным отдавать излишки вырабатываемой электроэнергии в общую сеть и добирать электроэнергию из сети при необходимости».
Он уверен, что выработка простой процедуры оформления подобной схемы для частных домов и предприятий даст значительный толчок для развития альтернативной электроэнергетики в стране именно на уровне предприятий и домохозяйств. «Когда такая схема будет описана на уровне законодательства, затраты на установку солнечных электростанций смогут быть снижены практически в два раза, так как будущему владельцу солнечной электростанции не нужно будет решать вопрос накопления электроэнергии, то есть не нужно будет ставить громоздкие и дорогостоящие аккумуляторы, чтобы покрывать периоды, когда солнечная электростанция не производит электричество. Вместо этого будет использована общая электросеть», — поясняет он.