Позы Лотоса
Flying Lotus сыграл в «Гараже»
В музее современного искусства «Гараж» в рамках серии концертов Mosaic Music прошло выступление Стивена Эллисона, известного меломанам под псевдонимом Flying Lotus. Борис Барабанов рассказывает, почему пространство современного искусства не совсем органично для шоу Flying Lotus.
33-летний Flying Lotus из того ряда современных творцов музыки, в котором люди не очень понимают, как самих себя классифицировать. Flying Lotus одновременно и саундпродюсер, и диджей, и автор ремиксов, и композитор (на секундочку — внучатый племянник Джона и Элис Колтрейн), и рэпер, и кинорежиссер. При этом в интервью “Ъ”, которое состоялось непосредственно перед его выходом в «Гараже», он честно признался, что не понимает, в какой именно области он достиг наибольшего успеха, с какой стороны вообще к нему лучше подбираться.
Скажем, в 2016 году Стивен был номинирован на Grammy, как автор «лучшей танцевальной записи» «Never Catch Me» и как один из продюсеров альбома-блокбастера Кендрика Ламара «To Pimp A Butterfly», однако своим главным достижением в музыке считает альбом «Cosmogramma» (2010). «Он заслуживал Grammy в электронной номинации,— сказал “Ъ” Flying Lotus.— Для своего времени это была особенная запись. Я был очень горд. И я никогда не смогу сделать что-либо подобное. То, что он не был отмечен, очень разочаровало меня».
Вообще Flying Lotus согласен с теми, кто считает, что на сегодняшний день ни одному индикатору популярности нельзя верить: «Интернет врет. У людей могут быть миллионы фолловеров в соцсетях, но на улице их никто не узнает. Сейчас популярность — это степень развитости бренда, наверное, так. Вообще это сложный вопрос, но, по большому счету, мне пофиг, потому что я делаю странные вещи, я делаю музыку, далекую от коммерции».
«Странность» музыки Flying Lotus в «Гараже» компенсировалась ослепительными визуальными эффектами. Когда он играет на фестивалях, его стол с лэптопом и прочими устройствами размещают внутри куба, стены которого представляют собой полупрозрачные экраны. В Москве он работал между двумя экранами, однако и этого оказалось достаточно: господин Эллисон рассказал корреспонденту “Ъ”, что работает сейчас над полноценным 3D-шоу, с очками, как в кинотеатре, но и в нынешнем варианте иллюзия трехмерного изображения, внутри которого существует музыкант, полная. Поначалу, правда, ее не было, Flying Lotus просто вышел к своему столу и повел задушевную беседу о том, как хорошо приехать наконец в Россию. Темнокожий Эллисон — довольно обаятельный джентльмен, казалось, даже выступая в разговорном жанре, он может держать публику довольно долго. Однако главный козырь его выступлений — это все же видео. Так что вскоре Flying Lotus уже плавал среди звезд и пробирался сквозь таинственные фракталы.
Видеоряды настолько завораживали, что люди в зале даже не сразу стали приплясывать. К этому не располагал и звукоряд. Не то чтобы это были не танцевальные ритмы, скорее постоянная смена темпа, перескакивание с одного жанра на другой мешали войти с ними в резонанс. О джазовых корнях Стивена Эллисона вспоминаешь, когда его музицирование и вправду напоминает импровизацию, только это диджейское музицирование и диджейская импровизация, постоянная смена эмоций, каскад треков, в котором собственная вещь Эллисона перетекает в «Oh Sheit It's X» его любимого соратника Thundercat, а тема Анджело Бадаламенти из сериала «Твин Пикс» укреплена битом Flying Lotus.
Во второй части вечеринки Flying Lotus, как это обычно бывает на его шоу, вышел из-за экранов на авансцену почитать рэп, что добавило энтузиазма уже как следует разогревшейся публике. Стало очевидно, что если бы Flying Lotus играл в ситуации, которая больше напоминала бы условный «рейв», народ реагировал бы более бурно. А в самом конце, уже отыграв запланированный сет, Flying Lotus напомнил собравшимся о своих кинематографических амбициях и включил на экране трейлер своего фильма «Kuso», премьера которого состоялась в этом году на фестивале в Санденсе.