Косово переходит к радикальной форме правления
Новое правительство может оказаться более способным к компромиссам
Лидеры политических партий, прошедших в парламент Косово по итогам выборов 11 июня, ведут переговоры (пока безуспешные) о формировании правящей коалиции. Чем бы они ни завершились, очевидно одно: в парламенте нового созыва будут доминировать радикалы — коалиция бывшего полевого командира Рамуша Харадиная и движение «Самоопределение». И те, и другие выступают против ключевых договоренностей Приштины с Белградом и другими соседями по региону. Тем не менее многие балканские эксперты и европейские дипломатические источники “Ъ” полагают, что именно косовские радикалы смогут скорее пойти на болезненные компромиссы и договориться с соседними странами. Чего ждать от новых властей Косово, выяснял корреспондент “Ъ” на Балканах Геннадий Сысоев.
Формальным победителем косовских выборов, прошедших 11 июня, стала так называемая военная коалиция, которую возглавляют бывшие полевые командиры — президент Хашим Тачи и лидер Альянса за будущее Косово Рамуш Харадинай. Она получила 39 мест в 120-местном парламенте, что, правда, далеко от абсолютного большинства.
Если успех «военной коалиции» сюрпризом не стал, то второе место движения «Самоопределение» оказалось неожиданностью. Оно вдвое увеличило представительство в парламенте — до 31 мандата. Движение также считается радикальным. Его сторонники прославились тем, что за последний год регулярно распыляли в парламенте слезоточивый газ и поджигали дымовые шашки — чтобы сорвать голосование по важнейшим вопросам, принятию которых «Самоопределение» жестко противилось: о создании Сообщества сербских муниципалитетов или демаркации границы с Черногорией. Против этих мер выступала и партия Рамуша Харадиная, которого «военная коалиция» выдвинула в премьеры.
Таким образом, косовские выборы фактически стали триумфом радикалов. Особую тревогу по этому поводу бьют в Сербии. Ее власти ранее выдали ордер на арест Рамуша Харадиная, а лидер «Самоопределения» Альбин Курти вообще отказывается обсуждать положение косовских сербов с Белградом. Теперь же один из них наверняка станет новым премьером Косово, с которым Сербии придется иметь дело.
Негативно итоги косовских выборов расценили и в МИД РФ. Там заявили о «дальнейшей радикализации политической верхушки в Приштине» и объяснили это «попустительством США и ЕС».
Впрочем, многие балканские эксперты полагают, что бить тревогу преждевременно. Так, Стефан Сурлич с факультета политических наук Белградского университета в качестве важного позитивного момента называет то, что никто из лидеров «Самоопределения», включая Альбина Курти, не участвовал в сербско-албанском вооруженном конфликте 1990-х годов и не замешан в военных преступлениях.
Косовский специалист в области права Мазлум Баралиу не исключает, что важную роль при формировании нового правительства предстоит сыграть занявшей по итогам голосования лишь третье место умеренной коалиции из Демократического союза Косово нынешнего премьера Исы Мустафы и Альянса за новое Косово миллионера Беджета Пацолли — без их поддержки ни один из победителей, скорее всего, не сможет сформировать правительство. А бывший косовский политик, а ныне известный политолог Азем Власи уверяет: «Рамуш Харадинай, получи он премьерское кресло, увидит, что с позиции власти многие вещи выглядят иначе. Поэтому наверняка будет найдена возможность ратифицировать Соглашение о демаркации границы с Черногорией, ведь теперь для Приштины это граница с НАТО».
На то, что косовским радикалам будет, возможно, проще осуществить не реализованное умеренными политиками, рассчитывают, похоже, и в ЕС. Во всяком случае, работающий на Балканах европейский дипломат напомнил “Ъ”, что и Белград «начал пять лет назад реальный процесс нормализации отношений с Приштиной только после прихода к власти бывших сербских националистов Томислава Николича и Александра Вучича».