«Качество связи для нас остается главным приоритетом»
Операционный директор «МегаФона» Анна Серебряникова — о новых скоростях и сбоях в сети
«МегаФон» объявил о совместном с Huawei тестировании технологии Massive MIMO, позволяющей в разы увеличивать скорость интернета на пользовательских устройствах без привлечения дополнительного частотного ресурса. При этом в голосовой сети оператора за последнее время с разницей менее чем в месяц произошли два сбоя. О новых технологиях и причинах неполадок в сети “Ъ” рассказала операционный директор «МегаФона» Анна Серебряникова.
— На днях вы объявили о тестировании с Huawei технологии Massive MIMO. Что она дает?
— Сегодня каждый сектор базовой станции, а таких секторов обычно от трех до шести, поддерживает скорость до 150 Мбит в секунду. Эта скорость, в свою очередь, делится на нескольких клиентов с интернет-устройствами, в результате каждый из них получает скорость на уровне 20–30 Мбит в секунду. Технология Massive MIMO позволяет увеличить скорость в секторе до 800 Мбит. Что, конечно же, увеличит среднюю скорость доступа у владельцев смартфонов и планшетов до 50–80 Мбит и выше. Особенно ценно то, что ее можно использовать уже сейчас в LTE-сетях. Преимущество этой технологии — в том, что она позволяет увеличивать скорость интернет-доступа на существующих частотах.
— Выдвигалось много предположений о причинах аварий, начиная с сокращения инвестиций на обслуживание сети и заканчивая атакой вируса WannaCry. Расскажите, чем были вызваны сбои.
— Начнем с того, что с вирусом WannaCry сбои никак не связаны. Он был специально написан для уязвимостей Windows. Вирус повлиял на работу нашего ритейла, притом небольшую его часть, порядка 10%, но не на качество голосовой связи, СМС и передачи данных. Работоспособность технологической сети не подвергалась влиянию WannaCry. Сбой 19 мая произошел в системе HPE UDR (User Data Repository) — это так называемый домашний регистр, который связывает технологическую сеть и биллинг. К сожалению, алгоритм резервирования сработал неадекватно. Некорректная работа программного обеспечения вызвала перегрузку серверов этой системы. Общий срок сбоя составил семь часов, и было затронуто несколько регионов.
C 2013 года вместе с компанией Hewlett-Packard Enterprise мы разворачивали абсолютно уникальное технологическое решение, которое не имеет аналогов в мире. Эта система позволяет управлять мобильными сервисами в сотовой сети с серверной платформы. Она обеспечивает централизованный репозиторий, который объединяет сети 2G, 3G, 4G LTE и IP Multimedia Subsystem (IMS) с целью единого управления абонентскими профилями вне зависимости от типа доступа. Это единственная на рынке система, способная объединить всю абонентскую базу в единое целое с возможностями единовременного запуска услуг и продуктов в разных регионах, единым управлением учетными данными по всей стране, в будущем — с бесшовным переходом с 4G на 5G на абонентских терминалах. Мы возлагаем на нее большие надежды, это довольно смелое решение, и возможно, мы не учли, что небольшие уязвимости в системе могут привести к таким серьезным последствиям. Чтобы это осознать, нам хватило 19 мая.
С каким-либо недофинансированием сбои никак не связаны, проблема затронула один из ключевых элементов сети, мы на таких решениях не экономим. Что касается в целом экономии, для бизнеса нормально искать потенциал для сокращения издержек. Но любые слухи о недофинансировании не основаны на фактах. Когда вы слышите от наших недоброжелателей о том, что «МегаФон» сокращает инвестиционную программу, важно понимать, что мы сокращаем гораздо меньше, чем многие наши конкуренты. И кстати, к сожалению, от сбоев не застрахован никто. Рынок помнит немало аварий у разных компаний. Хотя в целом российский телеком отличает более высокая надежность по сравнению с европейскими или американскими операторами, где качество связи заметно ниже, а количество сбоев в течение года измеряется десятками в рамках каждого населенного пункта.
— На рынке уже есть зарекомендовавшие себя вендоры, с которыми давно работает российский телекомсектор. Чем был обусловлен выбор HPE в качестве поставщика софта и оборудования?
— HPE традиционно сильна на рынке США, где уже более 25 лет работает с лидером американской телекоммуникационной отрасли AT&T. Помимо этого у HPE есть телекомпроекты в Южной Америке, Мексике, Аргентине. Возможно, в данном случае HPE замахнулись на то, чтобы удовлетворить все наши запросы, и у них в целом это получалось, но были недооценены некоторые нюансы, из-за чего и случился сбой. В целом внедрение этого решения лежит в рамках нашей стратегии технологического лидерства в отрасли. И в случае с HPE мы имеем первую в мире установку с такой архитектурой. «МегаФон» успешно избегал серьезных сбоев все годы работы компании, и случившийся отказ 19 мая стал первым в истории оператора, затронувшим значительную часть абонентов. Хотя и в данном случае пострадали голосовые соединения, а передача данных у основной массы клиентов работала в обычном режиме.
— Сбой 13 июня произошел по той же причине?
— Проблема была другая, она связана с настройкой сети, но произошла на том же узле — UDR. Поэтому это стало так болезненно для нас. Мы считаем, что наши абоненты не должны чувствовать ухудшения качества связи. По итогам инцидента 19 мая мы оптимизировали аварийный протокол, что позволило избежать полного отключения сети. Самое негативное, что было 13 июня,— деградация голосовой связи в столице до 45%. Это означает, что проходил примерно каждый второй звонок. В других регионах снижение дозвона составило всего 20%. Наши специалисты восстановили работу сети через два часа. После этого мы еще раз провели работу с HPE, внутренние тесты и тренировки, и уверены, что больше существенных деградаций голосовой связи у нас не будет.
У технологических компаний случаются сбои, и нельзя сказать, что это из ряда вон выходящая ситуация. Несколько дней назад, например, не работал Skype, а до этого проблемы были у «Яндекс.Такси». Важно подчеркнуть, что во время сбоев в сети «МегаФона» передача данных работала непрерывно, были возможны звонки по IP и VoLTE. Пользователям кнопочных телефонов, конечно, было тяжело, но владельцы современных смартфонов могли найти альтернативу голосовым вызовам.
— Будет ли «МегаФон» и дальше работать с HPE?
— Мы продолжаем работать с HPE, поскольку нам нужно обеспечить непрерывность оказания услуг. Случившееся натолкнуло нас на необходимость еще раз проверить правильность решений по архитектуре сети, ее резервированию и так далее. Мы будем возвращаться к этому вопросу в рабочем порядке, но срочно менять оборудование не будем.
— Есть вероятность, что сбой в сети повторится?
— Повторюсь, что технические проблемы, к сожалению, иногда случаются у всех, даже у лидеров рынка в других индустриях. Можно вспомнить, например, недавнюю аварию в лондонском аэропорту Heathrow, которая привела к отмене практически всех рейсов British Airways, или аварию с IT-системами Delta Airlines годом ранее. Несмотря на то что сбой в сети «МегаФона» — это в значительной степени стечение обстоятельств, он стал поводом провести серьезный аудит готовности к таким случаям в других частях сети. И хотя вероятности сбоев сложно полностью исключить, но мы считаем, что, если какие-то технические проблемы и возникнут, это никак не скажется на сервисе, который мы оказываем клиентам.
— Связан ли уход из компании директора по инфраструктуре Александра Башмакова со сбоями?
— Нет, это было полностью его решение. Но скоро у нас выходит новый директор по инфраструктуре, о котором мы расскажем в ближайшее время.
— Какими были последствия аварий для компании, наблюдали ли вы отток абонентов?
— Мы очень переживаем за наш имидж в клиентском поле, поэтому после первой аварии предложили три варианта компенсации, и большое число клиентов ею воспользовались. Это говорит о том, что они хотят оставаться с нами. Нас также по-хорошему удивило то, что многие абоненты выбрали пункт «Отказ от компенсации», тем самым выказав нам еще раз свою поддержку. Да, конечно, есть какой-то процент клиентов, которые были недовольны тем, что мы допустили эту ситуацию. Но в целом мы считаем, что репутационный ущерб нам удалось или удастся нивелировать. В этом смысле мы просто обязаны стать самым надежным оператором, сохранив все наши наработки. Повторюсь, что качество связи для нас остается главным приоритетом.