Третейские суды заработают по-новому
Реформа
Быстрое разрешение бизнес-конфликтов и корпоративных споров по понятным правилам, альтернатива государственным судам, защищающая частную собственность и помогающая исполнять договоры, возможность отсеять "карманные" суды — именно так авторы реформы арбитража представляли себе обновленные третейские суды. Новые правила заработали прошлой осенью, а уже в ноябре можно будет увидеть первые результаты реформы.
Исторически третейские суды чаще всего рассматривали споры, связанные с куплей-продажей товаров и их поставкой, а также споры в сфере морских грузоперевозок. Но вслед за изменением структуры экономических отношений расширилась и сфера применения арбитража. Конкурируя между собой, юрисдикции и арбитражные институты стремятся оперативно отвечать на новые запросы бизнеса в том числе в части совершенствования механизмов разрешения корпоративных и комплексных бизнес-споров. Так, например, активно внедряются институты чрезвычайного арбитра и финансирования арбитража третьими лицами, а арбитражные институты постоянно совершенствуют свои правила.
Бесспорным плюсом российских третейских судов по сравнению с зарубежными площадками была и остается стоимость процесса. Так, только сбор за подачу иска в Лондонский международный третейский суд (LCIA) составлял больше £1,7 тыс., гонорар судей — более £300 в час. В отличие от государственных, в третейских судах не нужно проходить несколько инстанций, дожидаясь рассмотрения дела.
Повышение эффективности разбирательства — одна из основных целей и новых российских арбитражных учреждений, которые будут администрировать арбитраж в соответствии с новым законодательством. Так, как поясняет ответственный администратор Арбитражного центра при Институте современного арбитража Андрей Горленко, Арбитражный регламент-2017 Арбитражного центра содержит положения, позволяющие объединить исковые требования даже по разным арбитражным соглашениям, а также объединить несколько арбитражных производств в одно. Кроме того, арбитражное учреждение стимулирует арбитров и стороны согласовывать график рассмотрения спора в целях недопущения затягивания сроков и более эффективного проведения разбирательства.
Но для того чтобы третейские суды могли стать оперативной и удобной для бизнеса альтернативой государственным судам и разгрузить их, предстояло повысить качество этих услуг. До начала реформы, объявленной в 2012 году, в России, по разным подсчетам, работало до 2 тыс. постоянно действующих третейских судов, создать который могла любая компания, будь то ООО или АО. Это привело к тому, что многие организации создавали "карманные" суды, далекие от высоких стандартов объективности судопроизводства, и включали соответствующую третейскую оговорку в договоры со своими контрагентами.
В 2012 году президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил о необходимости обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров в России. Минюсту было поручено разработать законопроект, который активно обсуждался в профессиональном сообществе и несколько раз дорабатывался. Как следствие, подготовка к старту реформы растянулась на четыре года. В итоге Госдума приняла 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве)" только в конце 2015 года.
Закон заработал 1 сентября 2016 года. Новые правила предполагают строгий отбор будущих арбитражных учреждений: их можно создавать только при некоммерческих организациях, сначала арбитражные учреждения должны получить рекомендацию совета при Минюсте, а затем право на осуществление деятельности, выдаваемое Правительством РФ.
Действовавшие ранее третейские суды, не отвечающие новым критериям, в том числе при крупных компаниях, таких как Сбербанк или "Газпром", должны будут прекратить свою деятельность либо определить для себя учреждения-правопреемники, которые будут соответствовать всем требованиям нового закона и пройдут соответствующие процедуры. Крайний срок для этого — 1 ноября текущего года.
В конце марта два российских арбитражных учреждения получили первые одобрения совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте, а в конце апреля Правительство РФ приняло первые распоряжения о предоставлении статуса постоянно действующего арбитражного учреждения Арбитражному центру при РСПП и Арбитражному центру при Институте современного арбитража (проект Петербургского международного юридического форума и Федеральной палаты адвокатов, созданный в августе 2016 года). При этом две старейшие международные площадки, имеющие большой опыт администрирования арбитражных споров, не должны получать разрешение правительства — это Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате (ТПП).
У каждой площадки свои правила организации рассмотрения споров: прежде всего речь идет о регламенте (правилах арбитража). К примеру, Арбитражный регламент-2017 Арбитражного центра при Институте современного арбитража предоставляет сторонам возможность участвовать в назначении арбитров при коллегиальном рассмотрении спора, а председательствующего арбитра и единоличного арбитра назначает президиум, говорит Андрей Горленко.
"Стороны вправе выбрать, как рассчитывать арбитражные сборы: от суммы исковых требований или исходя из почасовой ставки. Отличия могут быть в составе рекомендованных списков арбитров и инфраструктуре площадки. Например, в Арбитражном центре при Институте современного арбитража стороны и арбитры смогут следить за ходом дела через электронную систему",— поясняет он.
Кроме того, 1 февраля у участников корпоративных отношений появилась возможность заключать арбитражные соглашения о передаче на рассмотрение третейского суда корпоративных споров в отношении российских юридических лиц. МКАС при ТПП РФ, а также Арбитражным центром при Институте современного арбитража были недавно приняты специальные правила арбитража корпоративных споров.
Актуальная повестка международного арбитража сегодня — это вопрос финансирования третьими сторонами (third party funding). С одной стороны, такая практика облегчает доступ к арбитражу тем, кто раньше не мог себе это позволить, с другой — поднимает этические вопросы взаимодействия между инвесторами, сторонами и их адвокатами. Многие развитые арбитражные юрисдикции начали напрямую регулировать такую возможность в своем национальном законодательстве. Например, в январе соответствующий закон был принят в Сингапуре, в июне – в Гонконге, во Франции такую практику официально одобрил Совет адвокатуры.
Еще одна тенденция развития международного инвестиционного арбитража касается регулирования иностранных инвестиций со стороны местных властей. Многие государства переформатируют свои подходы к двусторонним и многосторонним инвестиционным соглашениям. Например, в 2016 году Россия отказалась от типового соглашения о защите инвестиций в пользу более профилированного подхода для каждого отдельного государства, с которым планируется заключение таких соглашений. Ведущие арбитражные центры принимают специализированные регламенты для инвестиционных споров, с 2017 года такие правила стали действовать в Арбитражном институте при Торговой палате Стокгольма и Сингапурском международном арбитражном центре.
Текущая геополитическая ситуация и введение санкций повышают привлекательность отечественных площадок для российского бизнеса, однако активно развивающиеся азиатские площадки в Гонконге и Сингапуре создают добросовестную конкурентную среду, благоприятную для российского бизнеса, отмечает господин Горленко.