"Форум давно завоевал доверие юристов всего мира"
От первого лица
Об итогах VII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) и его инновациях в интервью специальному корреспонденту "Ъ" Анне Пушкарской рассказал министр юстиции России Александр Коновалов.
— Как вы оцениваете итоги VII Петербургского международного юридического форума в целом и по сравнению с предыдущими?
— В мае 2017 года форум посетило рекордное количество участников — 4180 представителей юридического сообщества (в 2016-м — 3750, в 2015-м — 2570, в 2014-м — 3280, в 2013-м — 2533) из 79 стран мира. Среди них: высшие должностные лица Российской Федерации и зарубежных государств, министры юстиции, председатели конституционных и верховных судов, руководители международных организаций, ведущие мировые эксперты в области права и международных отношений, руководители юридических подразделений крупнейших мировых компаний, другие представители международного юридического сообщества.
По итогам успешного проведения VII ПМЮФ особо отмечу, что с каждым годом повышается как качество дискуссий, так и количество мероприятий. Организаторам пришлось столкнуться с проблемой выбора дискуссионных сессий, поскольку многократно увеличилось количество заявок от экспертов и компаний, желающих организовать обсуждение. Спикеры и модераторы готовятся к этому событию за полгода, стремятся сделать дискуссию интересной для всех участников, осветить и обсудить с коллегами наиболее острые, актуальные проблемы и нововведения в сфере мирового и российского права.
В ходе VII ПМЮФ состоялось 111 деловых мероприятий: конференции, презентации, лекции, а также дискуссионные сессии, объединенные в 9 тематических блоков: "Международное право. Верховенство закона", "Юридическая профессия", "Smart-общество", "Инвестиции. Финансы", "Антимонопольное регулирование", "Судебная и арбитражная практика", "Промышленность. Ресурсы. Экология", "Культура. Образование", "Частное право". В работе мероприятий деловой программы приняли участие более 500 спикеров, из которых 37% — иностранцы, 63% — российские участники.
Данные цифры подтверждают тот факт, что форум давно завоевал доверие юристов всего мира. Из года в год здесь сохраняется широкое иностранное представительство, что дает возможность не прерывать диалог в правовой сфере, способствовать укреплению взаимоотношений между странами. Более того, для нас это несомненное подтверждение статуса форума как площадки для обсуждения и решения актуальных, зачастую острых вопросов представителей как юридического сообщества, так и органов власти, национальных регуляторов и крупного бизнеса.
— Какие инновации в программе и формате форума вы считаете успешными, какие не удались? Появились ли новые идеи по развитию форума?
— В прошлом году был запущен новый формат участия в форуме — Legal Forum Live, с помощью которого в 2017 году полноценное участие в форуме смогли принять те, кто по каким-либо причинам не смог приехать в Санкт-Петербург. В проекте Legal Forum Live приняли участие 46 организаторов из 33 городов России, стран Содружества независимых государств и ближнего зарубежья. Участники данного проекта получили право самостоятельного выбора формата своей площадки. В результате большинство организаторов дополнили программу мероприятия собственными конференциями и круглыми столами на актуальные темы в сфере права.
17 мая в рамках пленарного заседания состоялась торжественная церемония, посвященная учреждению премии Петербургского международного юридического форума "Лучшая работа в сфере частного права". Присуждение этой глобальной по своему масштабу научной награды призвано стать подтверждением высокого академического класса лауреата, а денежная составляющая премии должна помочь ее обладателю воплощать научные идеи, имеющие общемировую значимость.
Новацией этого года стал Международный форум по банкротству — уникальная площадка, объединившая юристов, специалистов банковского сообщества, представителей законодательной и исполнительной власти, представителей международных организаций для обсуждения совершенствования законодательства о несостоятельности и его влиянии на инвестиционный климат государства, правовых путей регулирования финансового кризиса и других актуальных проблем в сфере банкротства.
Наконец, VII Петербургский международный юридический форум стал площадкой для продвижения инновационного просветительского проекта "LF Академия", презентация которого состоялась в прошлом году. Данный проект сочетает широчайшие технологические возможности онлайн-обучения и уникальный контент в формате видеолекций ведущих экспертов мирового юридического сообщества (более 500 часов лекций, более 150 лекторов, более 60 тыс. слушателей, более 500 тыс. просмотров). В период подготовки к VII ПМЮФ под эгидой «LF Академии» было проведено шесть конференций, темы которых варьировались от международного арбитража до регулирования арт-рынка.
— Вы были спикером в дискуссии "Принцип добросовестности в частном праве". Какие ваши тезисы были поддержаны или не нашли понимания? Почему вы выбрали именно эту тему для выступления?
— Сессия "Принцип добросовестности в частном праве" была интересна тем, что на ней обсуждались злободневные вопросы, вызванные включением в статью 1 Гражданского кодекса РФ в рамках проводимой реформы гражданского законодательства общего правила об обязанности участников гражданских правоотношений действовать добросовестно при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей.
Участники сессии обращали внимание на то, что суды, которые после реформы все больше при разрешении споров прибегают к применению норм о добросовестности, зачастую в своих судебных актах не раскрывают, в чем именно состоит недобросовестность стороны, какому стандарту поведения должна была следовать сторона, чтобы не подвергнуться негативной правовой оценке со стороны суда. Неким лейтмотивом звучало опасение судебного произвола, наделения судов не свойственной им функцией нормотворчества.
Ваш покорный слуга выразил убеждение, что выработкой стандартов объективной добросовестности должны заниматься именно суды, притом что решающая роль в достижении единообразия судебной практики применения норм о добросовестности принадлежит Верховному суду РФ и Конституционному суду РФ. Вопрос общего доверия судам остро ставится не в первый раз. Так, несколько лет назад с большой опаской принималось предложение дать судам гораздо больший простор при выборе вида и меры наказаний по уголовным делам. Прошло время, и мы видим, что наши суды с этой функцией прекрасно справляются. Надеюсь, что тезис о необходимости доверия судам возобладает и в преломлении к принципу добросовестности в гражданском обороте. Ну а суды, конечно, будут соответствовать уровню этого доверия.
— Какие мероприятия были наиболее интересны вам как министру, как юристу и как спикеру? Были ли выявлены в ходе дискуссий новые правовые проблемы и появились ли пути решения ранее известных проблем? Какие именно, поддерживаете ли вы их?
— В этом году одной из ключевых тем форума стали проблемы правового регулирования в сфере высоких технологий. Этим вопросам был посвящен целый блок дискуссий в треке "Smart-общество". Технологическая революция позволяет многим экспертам ставить под сомнение в целом состоятельность традиционных механизмов регулирования, будущее правовых институтов и юридической профессии в целом. Поэтому очень важен диалог юристов не только друг с другом, но и с представителями других сфер, оказывающих влияние на развитие общества.
— Премьер Дмитрий Медведев на пленарном заседании заявил о необходимости правового регулирования высоких технологий, в частности блокчейна. Какие законопроекты уже готовит и какие шаги намерен предпринять Минюст в этой сфере?
— Сначала нужно понять, что регулировать, как регулировать и вообще нужно ли регулировать именно на уровне федерального закона пресловутый блокчейн. Председатель правительства РФ обозначил на форуме данную проблему лишь в качестве ориентира принципиально новой сферы потенциального правового регулирования, чтобы юристы, экономисты, инженеры как следует подумали вместе, обсудили эти вопросы. Форум — отличная площадка для такого обсуждения, для взгляда в юридическое и технологическое будущее.