«Президент выбросил его как старое полотенце»
Перестановки в новом правительстве Франции обернулись скандалом
В среду премьер-министр Франции Эдуар Филипп огласил состав нового правительства. В итоге переназначение кабинета министров — технический процесс после выборов нового парламента — обернулось настоящей чисткой. За три дня, прошедших между вторым туром парламентских выборов и объявлением нового состава правительства, в отставку подали сразу четыре министра, в том числе глава Минюста Франсуа Байру, чья поддержка месяцем ранее помогла Эмманюэлю Макрону победить на президентских выборах.
Перестановки в правительстве Франции, которые традиционно проходят после выборов, оказались куда более значительными, чем ожидалось: из 28 членов кабинета министров сменились 11. В частности, новым министром юстиции стала член Конституционного совета Николь Беллубе. Министром внутренних дел при так называемом государственном министре МВД, которым остался Жерар Коломб, стала Жаклин Гуро, до того бывшая вице-спикером Сената Франции, а Министерство обороны возглавила Флоранс Парли, ранее работавшая в компании—операторе железных дорог SNCF и в Air France и в 2000–2002 годах бывшая госсекретарем в правительстве Лионеля Жоспена. Глава МИДа Жан-Ив Ле Дриан свой пост сохранил.
То, что перестановки не ограничатся «техническими» назначениями, стало ясно накануне объявления состава нового кабинета министров, когда о своей отставке один за другим объявили сразу четыре человека. Из правительства ушли те его члены, которым грозило уголовное преследование. Сначала подал в отставку министр территориального единства Франции Ришар Ферран. Журналисты раскопали, что в прошлом он занимался рискованными операциями с недвижимостью. Ришар Ферран — одна из ключевых фигур для президента Макрона, поскольку на этапе президентских выборов именно он руководил движением «Вперед, республика!». Поэтому судьба господина Феррана была в буквальном смысле решена голосованием: его кандидатура была выдвинута на парламентских выборах, и премьер-министр Эдуар Филипп высказался в том смысле, что пусть сами избиратели и рассудят. В итоге господин Ферран набрал достаточно голосов для того, чтобы стать депутатом Национального собрания и спастись от бесславного ухода из политики. Вместо этого президент отправил его в парламент, доверив руководить парламентской группой «Вперед, республика!», что едва ли можно оценивать как опалу.
Затем один за другим из правительства по подозрению в коррупции ушли три министра, выдвинутых партией «Демократическое движение» (MoDem) — ключевым союзником «Вперед, республика!» Эмманюэля Макрона. Во вторник прошение об отставке президенту подала министр обороны Сильви Гулар, а в среду, в день переназначения, о своем уходе объявили министр по европейским делам Мариэль де Сарнез и глава MoDem министр юстиции Франсуа Байру. Опытнейший политик, 65-летний господин Байру был основным союзником нового президента в борьбе за Елисейский дворец. Однако его, как ряд других депутатов Европарламента, начали подозревать в том, что они нанимали помощников для работы на партию, зарплаты которым выплачивались из средств ЕС (как будто за работу ассистентом по вопросам, связанным с мандатом в Европарламенте).
Расследование началось в марте. По сути, речь шла о давно существующей системе откатов: партия выдвигает своих членов в парламент, а взамен они отдают содержание своих помощников на партийные нужды. В течение многих лет на это смотрели сквозь пальцы, но история с претендентом Франсуа Фийоном, платившим свои парламентские деньги жене и детям, переполнила чашу терпения. Расследования были начаты в отношении многих депутатов, пользовавшихся такой возможностью,— не только против членов MoDem, но и против депутатов от «Национального фронта», в том числе и Марин Ле Пен.
Это оказалось тем более неудобным для Франсуа Байру, что он готовился в качестве министра юстиции представить новый закон о «морализации политической жизни». Морализатор оказался, таким образом, далек от образца. «Деморализация морализации»,— охарактеризовал ситуацию вновь избранный депутат от «Национального фронта» Жильбер Голлар. А видный представитель партии «Республиканцы» Лоран Вокье упрекнул президента в том, что тот «на фоне серьезного кризиса назначил в правительство четырех кандидатов с запятнанной репутацией».
В результате перестановок представителей «Демократического движения» в правительстве практически не осталось, и некоторые оппоненты уже нашли этому объяснение: президенту Макрону, получившему в парламенте большинство голосов, больше нет необходимости держаться за прежних союзников. «Это отражает характер президента,— заявила лидер “Национального фронта” Марин Ле Пен.— Макрон воспользовался Франсуа Байру во время президентской кампании, а теперь, когда за ним и без MoDem большинство голосов, он выбросил его как старое полотенце».
Эксперты не исключают, что подвести господина Байру могло его слишком независимое поведение в правительстве (он несколько раз открыто проигнорировал советы премьера), в результате чего президент и решил вывести неудобного политика из состава кабинета. Тем не менее сделано все, чтобы уход господина Байру не выглядел спешной отставкой. Официальная версия, которую сам экс-министр поведал прессе, такова: он жертвует собой ради того, чтобы помочь президенту, который, по его мнению, «находится на высоте своих обязанностей», и чтобы не мешать прохождению своего закона о морализации политической жизни. Более того, в новом правительстве оказались близкие ему политики, в том числе Жаклин Гуро. Обозреватели не исключают того, что пути возвращения в правительство (при полной судебной реабилитации) для господина Байру не отрезаны.