Доходное вместо
Татарстан увеличивает бюджет на 44 млрд рублей
Татарстан, несмотря на крах Татфондбанка и последовавший за этим банковский кризис, продолжает демонстрировать неплохие экономические показатели. В связи с этим правительство республики предложило увеличить бюджет региона на 2017 год сразу на 44 млрд руб. — до 223 млрд руб. Утвердить этот прогноз Госсовет Татарстана может уже сегодня. Дополнительные доходы республики обеспечили нефтехимия и машиностроение, а также «опережающий рост» зарплат и новые транши от федерального центра. Эксперты считают, что экономика Татарстана оправилась от кризиса 2014-2015 годов, а ситуация в банковской сфере на доходы бюджета оказала «минимальное влияние».
Правительство Татарстана внесло в Госсовет пакет изменений в бюджет республики на 2017 год. Согласно предложенным поправкам, доходная и расходные части увеличиваются сразу на 43,6 млрд руб. Таким образом, по итогам 2017 года доходы Татарстана планируются в объеме 222,7 млрд руб., расходы — 230,2 млрд руб. Прогноз дефицита остался неизменен — 7,6 млрд руб.
Доходы республики скорректированы прежде всего за счет дополнительных налоговых и неналоговых доходов, которые ожидаются в размере 25,3 млрд руб. Так, плановые назначения по налогу на прибыль предлагается повысить на 9,1 млрд руб. — до 72,1 млрд руб. Это обусловлено значительным приростом текущих поступлений за январь-май текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В основном рост демонстрируют предприятия химического и нефтехимического сектора, а также производители радио-, оптических и измерительных приборов и банковская сфера, отмечают в правительстве.
Увеличиваются ожидаемые поступления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Они по итогам года должны превысить 47 млрд руб. (ранее планировалось в сумме 45 млрд руб.). Это связано «с опережающим темпом роста средней заработной платы». По данным правительства, зарплаты татарстанцев за первый квартал 2017 года выросли сразу 6,4%, хотя, по прогнозам, рост должен был составить всего 4,9%. Почти на 6 млрд руб. увеличиваются назначения по акцизам (связано с положительной динамикой производства и реализации алкоголя, а также ожидаемого поступления акцизов на нефтепродукты). На 500 млн руб. — по налогу на имущество организаций, на 300 млн руб. — по транспортному налогу. Объем неналоговых доходов относительно утвержденного плана увеличивается на 7,3 млрд руб.
Также 18,3 млрд руб. республика дополнительно получает из федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ. Эти средства целевые: более 5,8 млрд руб. планируется направить на поддержку сельского хозяйства, 1,8 млрд руб. — на дороги, примерно столько же — на стимулирование жилищного строительства, на формирование «современной городской среды» — 1,1 млрд руб., на подготовку к футбольному чемпионату мира — 857 млн руб.
Собственные дополнительные доходы республика в основном направит на софинансирование федеральных программ. Также часть средств (678 млн руб.) будут внесены в уставный капитал АО «Татагролизинг», ООО «Уруссу-Водоканал», создаваемого АО «Проекты Татарстана».
Увеличение доходов республики стало возможным в связи с ростом региональной экономики. По итогам первого квартала выпуск промышленной продукции вырос на 4,7%, а валовый региональный продукт увеличился на 4,2%. «Ситуация в экономике улучшается»,— отчитывался в конце апреля президент Татарстана Рустам Минниханов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Впрочем, на совещании в Доме правительства республики господин Минниханов говорил, что «успокаиваться не стоит, так как по некоторым предприятиям есть вопросы по прибыли, ряд предприятий уже снизил платежи, и есть опасения по поводу второго квартала».
При этом прогнозируемые доходы республики в 2017 году выше, чем общие поступления за прошлый год. Согласно отчету об исполнении бюджета, в 2016 году доходы составили 220,2 млрд руб. при плане в 214,4 млрд руб. В отчете Счетной палаты республики указано, что доходы в прошлом году превысили утвержденные показатели на 5,8 мрлд руб. Это позволило сократить дефицит бюджета до 2 млрд руб., хотя ранее он планировался в объеме 7,3 млрд руб.
«В целом экономика Татарстана оправилась от кризиса 2014-2015 годов. Это видно по макроэкономическим показателям 2016 года»,— говорит аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев. Он напоминает, что в прошлом году рост ВРП Татарстана составил 2,5% (в России экономика упала на 0,2%), в консолидированный бюджет республики поступило 262 млрд руб., где неналоговые и налоговые доходы составили 233,9 млрд руб. «По итогам прошлого года это было пятое место среди всех российских регионов по этому показателю, а благодаря результатам этих пяти месяцев это уже четвертая строчка. Тенденция опережающего развития экономики Татарстана продолжается»,— говорит он. По словам господина Королева, основные налоговые поступления идут от 22 крупнейших предприятий и малых нефтяных компаний — их доля более 60% от всех платежей. «Вероятно, основной успех испытывают экспортно-ориентированные предприятия, которым санкции и валютные колебания прибавили выручки, а вот компании нефтяного сектора из-за нового снижения стоимости нефти могут просесть по показателям в летние месяцы»,— считает господин Королев. Впрочем, по словам эксперта, «этот тренд в целом не должен сказаться на общих показателях бюджета».
Позитивные новости связаны в первую очередь с успехами нефтяников и химиков. «Как сложится бюджетное исполнение Татарстана во втором полугодии — пока вопрос, сопряженный с продолжающимся падением стоимости нефти и геоэкономическими рисками»,— соглашается заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Она отмечает, что «на фоне умеренной волатильности нефтяных котировок „Татнефть“ и „Нижнекамскнефтехим“ сумели нарастить экспорт продукции за рубеж»: «Хороший потенциал развития сегодня имеют КамАЗ и Казанский вертолётный завод. Они могут нарастить экспорт в СНГ, ЕС и Иране».
При этом, по словам экспертов, банковский кризис в Татарстане, вызванный крахом Татфондбанка, оказал «минимальное влияние» на доходы бюджета. «Не думаю, что банковский сектор республики является фактором риска для бюджета. События с Татфондбанком уже ушли в прошлое, остальные банки работают в обычном режиме»,— говорит госпожа Мильчакова. По словам Сергея Королева, «экономика успела максимально быстро сориентироваться в сложившихся условиях». «Если бы банковский кризис имел негативные последствия, мы бы не наблюдали опережающего роста доходов»,— заключил эксперт.
Ожидаются, что предлагаемые правительством изменения в бюджет сегодня утром рассмотрит парламентский комитет по бюджету, налогам и финансам. После этого законопроект может быть принят Госсоветом.