Военный лом требует обоснований
Минэкономики критикует планы Минобороны
Как стало известно “Ъ”, Минэкономики не согласовало подготовленные Минобороны поправки к президентскому указу, связанные с изменением порядка реализации лома черных и цветных металлов, принадлежащего ведомству. Для согласования с Минэкономики военным надо будет представить расчеты «эффективности и финансово-экономических последствий» предлагаемого решения, «в том числе с учетом возможных выпадающих доходов бюджета», и гарантии соблюдения антимонопольного законодательства.
В распоряжении “Ъ” оказались ответы Минэкономики и Минфина на поступивший к ним для согласования проект Минобороны о внесении поправок в указ президента 1997 года №775 «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли». Напомним, проект разработан Минобороны после того, как Владимир Путин поддержал инициативу главы ведомства Сергея Шойгу об эксклюзивной передаче для дальнейшей реализации лома черных и цветных металлов ООО «Транслом» (бывшая структура РЖД, которую источники “Ъ” связывают с бизнес-интересами предпринимателей Ротенбергов, их представители это отрицают) — по рыночной стоимости без проведения торгов. Проект предусматривает, что «Транслом» приобретет у военных весь объем такого лома, в том числе «образованного от утилизации вооружения, военной техники, иных материальных средств» (см. “Ъ” от 27 и 31 марта). Только в 2017 году Минобороны планирует реализовать 230 тыс. тонн металлолома, в частности ссылаясь на то, что длительное хранение и утилизация списанной техники требуют дополнительных затрат, «создают предпосылки к хищениям, а также вызывают негативную реакцию в СМИ и ухудшение общественного мнения о вооруженных силах РФ».
Минэкономики проект не согласовало, указав на отсутствие предусмотренного регламентом правительства финансово-экономического обоснования, которое требуется для проектов, влияющих на бюджет. В ответе заместителя главы Минэкономики и главы Росимущества Дмитрия Пристанскова от 13 июня Минобороны предложено представить «расчеты, позволяющие оценить эффективность и финансово-экономические последствия предлагаемого решения, в том числе с учетом возможных выпадающих доходов бюджета», а также «информацию о предполагаемом объеме лома, планируемого к реализации в пользу “Транслома”». Непонятны Минэкономики и критерии выбора именно этой компании в качестве партнера военного ведомства. Авторов проекта просят подтвердить квалификацию и платежеспособность «Транслома», наличие необходимой лицензии, сроки ее действия и «отсутствие рисков» ее утраты в будущем. Кроме того, Минэкономики настаивает на уточнении порядка прекращения заключенных военными ранее контрактов с независимыми продавцами лома и приостановки продажи ими имущества. Напомним, с 2014 года военный лом продается на электронной площадке РАД (выбрана на конкурсе, проведенном по постановлению правительства), объем продаж в 2016–2017 годах составил 3,5 млрд руб. с превышением стартовой цены в среднем на 25%. Контракт с РАД заключен до конца 2020 года, однако в мае по поручению заместителя министра обороны Тимура Иванова передача военных активов РАД в рамках этого контракта приостановлена. Дополнительной проработки, по мнению Минэкономики, требуют и вопросы соблюдения антимонопольного законодательства. Кроме того, господин Пристансков обратил внимание на то, что указанные в проекте виды лома не соответствуют перечню, предусмотренному постановлением правительства «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества»,— в нем, в отличие от проекта указа президента, не указан лом, полученный от утилизации вооружения и военной техники, включенной в гособоронзаказ. Напомним, на такие продукты утилизации претендует также «Ростех».
У Минфина в целом замечаний к проекту не нашлось. Однако предложено дополнить его пунктом, предусматривающим поручение Минобороны и Росгвардии зачислять средства от реализации лома в федеральный бюджет.
По данным федерального портала проектов нормативных актов, замечания к проекту, высказанные участниками рынка в ходе общественного обсуждения, Минобороны учесть отказалось. Хотя некоммерческое партнерство «Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств» (НП «НСРО “Руслом.ком”») предлагало предоставить приоритетное право на приобретение лома «с привлечением биржевых механизмов и участием легитимных игроков через федеральные электронные площадки, построенные по биржевому принципу». Минобороны заявило, что «организация дополнительных электронных торговых площадок, построенных по биржевому принципу, полагается нецелесообразной». Отказались разработчики и от уточнения в проекте механизма определения стоимости лома для сделок с «Трансломом» и ее соответствия рыночной цене, в комментарии ведомства указано, что это определит «независимый оценщик в соответствии с законодательством РФ». А на вопрос о процедуре оценки регулирующего воздействия проекта военные ответили, что ее проведение в данном случае не требуется.
Гендиректор «Транслома» Сергей Астахов сказал “Ъ”, что ему неизвестны результаты согласования и сроки принятия проекта. Между тем участники рынка отмечают, что после приостановки продажи лома на электронной площадке РАД торги стали проводиться Минобороны на различных площадках, что сужает количество потенциальных покупателей. А укрупнение лотов для одновременной продажи лома военных частей со всей страны не позволяет участникам проверить достоверность указанной в описании лота номенклатуры и количества металла. «Транслому» это недавно позволило добиться отмены проигранных им торгов (на сумму 607,5 млн руб.) самими военными, которые решили «дополнительно проверить номенклатуру, количество, а также качественное состояние высвобождаемого движимого военного имущества». Напомним, Главная военная прокуратура сейчас проводит проверку в Минобороны в связи с жалобой победившей на этом аукционе компании «Регион.Ресурс». Как сообщил “Ъ” господин Астахов, «“Транслом” действительно отправил письмо с информацией о выявленном несоответствии номенклатуры изделий и количества металла указанным в лоте» в Минобороны, а «в ближайшее время по дополнительному запросу министерства представит перечень известных ему несоответствий в разрезе военных частей».
В Минобороны признают многолетнюю проблему затоваривания складов, парков и других фондов хранения устаревшей техникой, металлоломом и другим имуществом, но отмечают, что для высвобождения площадей прибегают к утилизации и реализации имущества на открытых аукционах. «За счет совершенствования нормативно-правовой базы в течение нескольких лет удалось более чем в три раза увеличить темпы реализации высвобождаемого имущества»,— заявили “Ъ” в военном ведомстве. При этом с учетом значительных объемов имущества принимаемых мер недостаточно для обеспечения эффективного и ритмичного высвобождения имеющихся складов и хранилищ, говорит представитель Минобороны: «Во многом это обусловлено громоздкими и затратными процедурами принятия решений и проведения аукционов по реализации на рынке большого количества разрозненных партий металлолома, специфичного и не пользующегося высоким спросом имущества».
В Минобороны поступают предложения по реализации высвобождаемого лома крупными партиями от специализирующихся на его приеме и переработке российских компаний. Ведомство утверждает, что «Транслом» обладает крупнейшей филиальной сетью на территории РФ и собственными производственными мощностями для предварительной разделки, заготовки и транспортировки лома «из труднодоступных регионов, в необходимых объемах (более 250 тыс. тонн в год) и в минимальные сроки». С учетом успешного опыта «Транслома» по приему и переработке металлолома ПАО РЖД «сотрудничество с данной компанией в рамках реализации высвобождаемого лома признано целесообразным Росгвардией», заявили “Ъ” в Минобороны. При этом в ведомстве отметили, что «приветствуют участие в конкурсах по реализации высвобождаемого военного имущества любых российских компаний», удовлетворяющих требованиям военных.