«Проекта рекультивации полигона "Кучино" нет»
Министр экологии Подмосковья в интервью «Ъ FM» — о будущем свалки
Власти Московской области опасаются, что закрытие мусорного полигона в Балашихе приведет к появлению стихийных свалок. Об этом в интервью «Коммерсантъ FM» заявил министр экологии области Александр Коган. Полигон «Кучино» был закрыт утром 23 июня после того, как Владимир Путин раскритиковал медлительность властей региона. На огромную свалку, которую видно из космоса, президенту пожаловались жители ближайших домов, которые стоят всего в километре от горы отходов. Теперь мусор перераспределят между четырьмя другими полигонами в Ногинском, Можайском, Клинском и Люберецком районах. Однако велик риск, что он до них не доедет, заявил «Коммерсантъ FM» Александр Коган.
— Кто является основным поставщиком мусора на этот полигон? И как теперь быть с отходами?
— Основным поставщиком была Москва, до 90% объемов отходов поступало с территории столицы. Сами отходы мы сейчас постарались перераспределить. Понятно, что одним трафиком направить их на один полигон невозможно, потому что прибавить к нему 800 машин нереально. Поэтому мусор надо будет распределять по всем оставшимся полигонам, которые более или менее готовы его принять. Но в связи с тем, что расходы мусороперевозящих компаний возрастают, как бы не получилось так, что нам придется носиться за ними по Московской области и ловить эти отходы в карьерах, оврагах и, не дай бог, еще в лесу. К сожалению, такие примеры есть. Риск здесь очень высокий.
— Сейчас была озвучена цифра в 4 млрд руб., которая потребуется на рекультивацию свалки. Что в нее войдет? СМИ также сообщают, что была озвучена идея создания на месте полигона горнолыжного комплекса. Это действительно возможно? Какие существуют планы на счет рекультивации полигона?
— Ситуация следующая: сумму около 4 млрд руб. мы получили расчетным путем, анализируя данные по тем полигонам, которые сегодня уже по сметам рекультивируются. Пока она исключительно ориентировочная. Потому что проектно-сметная документация будет представлена только после того, когда мы подготовим проект. Тогда все будет понятно — какие мероприятия нужно проводить, какие расходы последуют. Эта сумма, наверное, — максимальный потолок, который можно сейчас заложить в бюджете. Пока что проекта рекультивации полигона «Кучино» нет. Если его надлежащим образом рекультивировать, то этот земельный участок можно будет использовать в рекреационных целях. То есть на нем будут высажены трава, деревья, он не будет извергать никаких запахов и нести негативное воздействие на окружающую среду. Возможно, на нем в перспективе можно будет построить и горнолыжные спуски, какие-то экстрим-парки.
Рекультивация подразумевает минимизацию ущерба, который понесла территория: сбор свалочного газа, сбор фильтрата, очистка его до технической воды, накрытие плотной пленкой, засыпка землей и высаживание там растительности. Вот если так все будет сделано, то, по сути, дальше можно будет эту землю использовать уже надлежащим образом. Люди, я думаю, с удовольствием вздохнут и станут вспоминать о полигоне как о страшном сне и использовать его уже в совсем других целях.
— Но как решить эту проблему так, чтобы потом жители других районов Подмосковья на очередной «Прямой линии» с президентом не задавали аналогичных вопросов о том, что они задыхаются от вынужденного соседства со свалкой?
— К сожалению, оставшиеся в регионе полигоны в большинстве своем тоже не соответствуют современным правилам эксплуатации. Понятно, что их все поэтапно надо закрывать, но им на смену необходимо вводить новую современную инфраструктуру, экологически чистое производство, которое не будет создавать никаких проблем для окружающей среды, тем более для граждан. На самом деле, это сложно. Эта проблема повсеместна в Московской области. В этом вопросе мы очень надеемся на партнерские отношения с Москвой, потому что столица производит 8 млн тонн отходов, и, к сожалению, сжигает только 700 тыс. из них, а остальной мусор в своем большинстве поступает на территорию области. Если удастся выстроить партнерские отношения с Москвой, тогда совместными усилиями мы будем строить современную, качественную инфраструктуру и будем убеждать наших граждан, что строительство заводов по переработке мусора крайне необходимо. Публичные слушания по последнему вопросу идут очень тяжело, а губернатор Андрей Воробьев настаивает, чтобы все публичные слушания проходили качественно.
Конечно, нам нужны совместные усилия общественности, экологов, общественных организаций, экспертов для того, чтобы разъяснять перспективы мусоропереработки людям. Потому что, к сожалению, сейчас по поводу обращения с отходами у людей сформировано исключительно негативное представление. Я сам лично принял участие в порядка 20 публичных слушаниях. Без согласия жителей мы не можем начать строить мусороперерабатывающие заводы. Получается замкнутый круг. Я еще раз повторюсь, что нужны совместные усилия, потому что для нас сегодня наступил достаточно сложный и ответственный период, который мы должны прожить вместе. По-другому никак нельзя.
Места для строительства мусороперерабатывающих заводов уже определены, мы презентации и видеоролики приготовили, идем к людям, все рассказываем. Однако большинство жителей все же выступают резко против. Это показали последние слушания в Орехово-Зуево, в Воскресенске, в Дмитровском районе. В микрорайоне Кучино мы тоже встречались с людьми. Кстати, они абсолютно нормально выслушали нашу позицию, среди жителей есть понимание, что необходимо менять эту архаичную полигонную инфраструктуру и заменять ее современными заводами. Но что произошло, то произошло, и поэтому мы теперь должны двигаться дальше, и каким-то образом сейчас ускорять эти процессы. Это абсолютно очевидно.
— А проблем с финансированием строительства мусоросжигательных заводов быть не должно?
— Нет. Предусмотрено банковское финансирование. Есть и частные инвесторы, вложения в проект будут окупаться за счет тарифа, срок окупаемости — от 10 до 15 лет. Для предпринимателей это достаточно интересный стабильный бизнес, от которого можно получить прогнозируемый доход на 10-15 лет. Поэтому есть достаточно много людей, которые хотели бы на сегодняшний день в этом поучаствовать. Но проблема в том, что мы не хотели бы выдавать разрешения на строительство заводов и заключать какие-то контракты пока не убедим людей в необходимости такого шага. Это, еще раз подчеркну, сейчас основная проблема.