Европейские нефтяники страдают от санкций меньше, чем американские
Компании из ЕС продолжают развивать проекты в России
По мнению экспертов, санкции в отношении России намного меньше затрагивают европейские нефтегазовые компании, чем американские. Это связано в первую очередь с более мягкой позицией европейских регуляторов, а также властей ряда стран Европейского союза (ЕС). В то время как американская ExxonMobil заморозила российские проекты, BP, Total, Eni и другие европейские компании продолжают деятельность в России.
Как пишет британская газета Financial Times (FT), американские нефтяные компании сильнее ощущают на себе последствия санкций против России, чем европейские. В то время как компании из США после введения санкций в основном прекратили работу в России, европейские компании продолжили свою деятельность, пользуясь лазейками в новых правилах. Компании отреагировали на санкции по-разному — так, американская ExxonMobil сразу же заморозила активы и приостановила разрабатываемые в России проекты.
Эксперт Центра новой американской безопасности Элизабет Розенберг обратила внимание на «регуляторный арбитраж» между американскими и европейскими санкциями (регуляторным арбитражем называют получение выгоды от разницы в регулировании в разных юрисдикциях). «Американские фирмы наблюдают неравные условия игры… Нефтяным компаниям очень трудно публично высказываться против санкций. Заявить об этом политикам и общественности — непопулярное решение. Поэтому они вынуждены продолжать действовать в этих неравных условиях»,— отметила госпожа Розенберг.
Введенные ЕС санкции имели меньшее влияние на компании из Европы, по мнению экспертов, во многом из-за более мягкой позиции европейских регуляторов в сравнении с американскими.
Американские компании намного более осторожны из-за жесткой позиции Управления по контролю над иностранными активами (OFAC), подразделения Минфина США, занимающегося мониторингом соблюдения санкционного режима. «OFAC — влиятельное и деятельное агентство, которого опасаются… Когда оно наказывает за нарушения, оно делает это быстро, эффективно и болезненно, а кроме того, очень публично. Эксперты считают, что лучше перестраховаться»,— подтверждает партнер юридической фирмы Volterra Fietta Роберт Вольтерра.
В Европе контроль за соблюдением режима санкций возложен на отдельные страны, что дает больший простор для лазеек в законе. По мнению господина Вольтерры, это не является полноценной системой контроля. «Европейские компании считают— вероятно, обоснованно,— что у них есть большая свобода действий в условиях санкций ЕС»,— подчеркнул он.
Как рассказал FT генеральный директор австрийской нефтегазовой компании OMV Райнер Зееле, санкции оказали незначительное влияние на деятельность его компании в России. «Мы провели огромное количество проверок законности, и вывод очевиден — мы действует в полном соответствии с санкциями»,— сказал он.
Многие европейские компании пользуются, например, так называемой дедушкиной оговоркой — принципом защиты инвесторов от изменений законодательства. Итальянская компания Eni и «Роснефть» собирается во второй половине 2017 года начать бурение скважин в Черном море, совместное предприятие было создано еще до введения санкций, в 2013 году. В мае стало известно о сотрудничестве испанской компании Repsol с «Газпром нефтью». Во время недавнего визита в Москву испанский министр энергетики и туризма Альваро Надаль заявил: «Санкции имеют ограниченную область действия, поэтому есть пространство для взаимодействия».
Французской Total также не пришлось отказываться от участия в проекте «Ямал СПГ». Глава Total Патрик Пуянне заявил: «Наша задача – продемонстрировать, что несмотря на санкции мы можем реализовывать гигантские проекты, такие как "Ямал-СПГ", находить для них финансирование». Royal Dutch Shell обсуждает новые инвестиции в газовые проекты в России, в том числе в проект «Сахалин-2».
У Exxon Mobil также есть совместное предприятие с «Роснефтью», но оно не может заниматься бурением. В апреле компания обратилась к американским властям с просьбой в качестве исключения разрешить ей деятельность в России. На это министр финансов США Стивен Мнучин ответил, что министерство «не будет делать исключений для американских компаний, включая Exxon, разрешая им бурение, запрещенное санкциями в отношении России».
В июне Total, BP, Royal Dutch Shell и Exxon приняли участие в Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). В то время как некоторые европейские компании объявили о новых сделках или продолжении разработки уже существующих проектов, у Exxon не было каких-либо результатов. BP по итогам форума объявила о «соглашении о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере» с «Роснефтью», предусматривающем в том числе наращивание продаж российского газа в Европу.
На этой неделе власти США представили новый пакет санкций, для вступления в силу его должны одобрить Палата представителей и подписать президент страны Дональд Трамп. Предусмотренные новые ограничения в отношении горнодобывающей отрасли могут задеть интересы европейских компаний, в связи с чем в ЕС раскритиковали действия США. Глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн выпустили совместное заявление, в котором говорится: «Мы не можем допустить, чтобы европейским предприятиям угрожали противоречащие нормам международного права экстерриториальные санкции! Энергоснабжение Европы — это дело Европы, а не Соединенных Штатов Америки!»