Amazon бурно разливается по рынку
Некоторых это пугает, а некоторых — обнадеживает
Стремительная экспансия интернет-магазина Amazon в новые для себя отрасли рынка — от облачных технологий до робототехники — не осталась без внимания многих экспертов. Кто-то уже включил эту компанию в список «пугающей пятерки» наряду с вездесущими Google, Apple, Facebook и Microsoft, а кто-то задается вопросом, какие новые отрасли откроет для себя компания, начавшая с продажи книг по каталогам, и не приведет ли это к росту конкуренции.
И швец, и жнец
На минувшей неделе стало известно, что компания Amazon снова расширяет свой бизнес. На этот раз речь идет о партнерстве с Nike, в рамках которого производитель спортивного снаряжения будет напрямую продавать через Amazon свою продукцию. Несколькими днями раньше Amazon удивила многих наблюдателей, объявив о покупке за $13,7 млрд сети супермаркетов органических продуктов Whole Foods Market. Сеть супермаркетов Whole Foods Market специализируется на натуральных продуктах питания. В 2016 году выручка компании составила $16 млрд. Сеть управляет более 460 магазинами в США, Канаде и Великобритании.
После этой сделки Amazon подорожал почти на 5%, доведя свою рыночную капитализацию до $483 млрд. Многие эксперты заговорили о том, что на высокотехнологичном рынке появился новый «универсальный солдат» — Amazon. Колумнист The New York Times Фархад Манджу даже включил Amazon в число «пугающей пятерки» корпораций — Google, Apple, Facebook и Microsoft,— подразумевая, что Amazon сравнялась с этими компаниями по степени диверсификации бизнеса и вышла за пределы розничной продажи товаров. Например, дочерняя компания Amazon Web Services занимается разработкой и производством облачных сервисов, Amazon также активно ведет исследования в области искусственного интеллекта, одним из примеров внедрения этих технологий является создание электронного голосового помощника Alexa. Кроме того, интернет-ритейлер активно инвестирует в медиаиндустрию — Amazon Studios производит и распространяет видеоконтент (телешоу, фильмы). Кроме того, основатель и глава Amazon Джеффри Безос владеет одной из крупнейших газет в США — Washington Post — и аэрокосмической компанией Blue Origin, которая успела произвести несколько успешных ракетных пусков. Ожидается, что Blue Origin сможет составить конкуренцию игрокам на рынке частных космических услуг — Илону Маску (SpaceX) и Ричарду Брэнсону (Virgin Galactic).
Новый конкурент для старого рынка
Покупка сети Whole Foods не на шутку обеспокоила инвесторов в другие розничные компании по продаже и производству продуктов питания — после объявления сделки котировки Kellogg`s снизились на 1,7%, Kraft Heinz — на 2,4%, Wal-Mart — на 4,7%, Target — на 5,1%. «От этой сделки мне стало бы не по себе, если бы я владел компанией по производству и продаже упакованных товаров питания»,— отметил в интервью журналу Fortune глава компании по производству программного обеспечения для рынка продуктов питания Farmigo Бенци Ронен. Обозреватель Business Insider Стив Ковач даже задался вопросом о том, насколько пугающим может стать влияние и охват Amazon:
Впрочем, инвесторов это не пугает — с начала года акции Amazon подорожали на 33%. Такая ситуация вызывает особый интерес, учитывая проблемы, с которыми сейчас сталкивается традиционный ритейл. По данным S&P Global Market Intelligence, в этом году на американском рынке розничной торговли зафиксировано рекордное число банкротств. За первые четыре месяца этого года традиционные розничные сети объявили о запуске 14 процедур банкротства, в то время как за весь прошлый год было объявлено только о 18 банкротствах. Опираясь на эти данные, эксперты оценивают активную экспансию Amazon на рынок традиционной розничной торговли как потенциально полезную. «Это может изменить всю динамику развития индустрии,— сообщил The Christian Science Monitor аналитик брокерской компании Morningstar Джон Брик.— Рынок онлайн-торговли продовольственными товарами сейчас растет примерно на 20% в год». Наблюдатели считают, что Amazon, зарекомендовавший себя на рынке интернет-торговли, встряхнет застоявшийся рынок ритейла, отвечая растущему спросу потребителей на покупку товаров через интернет.
В последние годы традиционным ритейл-магазинам сложнее выдерживать конкуренцию с интернет-магазинами, что особенно отчетливо проявилось в прошлогодний сезон предпраздничных распродаж. В День благодарения американские потребители наглядно продемонстрировали предпочтение делать покупки в интернете, а не ходить по магазинам. Онлайн-продажи в этот день превысили $1,9 млрд, что на 11,5% выше, чем в 2015 году. Между тем обычные розничные магазины также демонстрируют желание бороться за покупателей: если раньше они закрывались на День благодарения, то сейчас стараются работать весь день, а также предлагать высокие скидки. Повышенный интерес к интернет-торговле проявляют так называемые миллениалы, родившиеся в 1980–1990-х годах,— по данным Food Marketing Institute, они все чаще делают выбор в пользу покупок через интернет, в том числе продуктов питания. В прошлом году такие покупки делали 28% опрошенных потребителей этого поколения, в этом году — 43%.
Первые признаки того, что активность Amazon на рынке ритейла может стимулировать конкуренцию, уже появляются: в день объявления сделки с Whole Foods крупнейший в мире традиционный ритейлер Wal-Mart объявил о покупке за $300 млн крупного интернет-ритейлера мужской одежды Bonobos. Таким образом, ассортимент продаваемых через интернет товаров был доведен до 50 млн наименований, что в пять раз больше, чем всего год назад. В этом году Wal-Mart также купил таких онлайн-ритейлеров, как ModCloth (женская одежда), Moosejaw (одежда и снаряжение для активного отдыха) и Shoebuy (обувь). «Эти сделки заставят пробудиться остальных крупных игроков, которые будут вынуждены искать цели для поглощения в погоне за молодой аудиторией. Если ты не можешь справиться с конкурентами, присоединись к ним, купив их»,— цитирует Forbes главу консалтинговой компании Traub Мортимера Сингера.