Венчурные надежды

Инвестиции

На рынке венчурных инвестиций наметились позитивные тенденции. Эксперты прогнозируют рост вложений, который, по оптимистичным предположениям, может быть существенным.

Венчурные фонды являются своеобразным флюгером экономики, показывая, куда «дует ветер», какие технологии станут новыми трендами в ближайшем будущем

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Агата Маринина

На Петербургском экономическом форуме генеральный директор, председатель правления АО "РВК" Александр Повалко констатировал, что несмотря на то, что инфраструктура существует и формально создаются всевозможные институты и инструменты — от акселераторов до разнообразных фондов, рынок венчурных инвестиций довольно неустойчивый. В отрасли по-прежнему актуальны проблема коммерциализации и вопрос неразвитости инфраструктуры венчурного инвестирования.

О необходимости развития отрасли венчурного инвестирования на ПМЭФ говорил и Владимир Путин, обращаясь к "Ростеху", "Роскосмосу" и другим корпорациям с требованием помочь стартапам, создав для этого венчурные фонды и специальные подразделения для сотрудничества. "Нужно создать у себя подразделения, которые будут предметно работать со стартапами и малыми инновационными компаниями. А также венчурные фонды, чтобы финансировать такие проекты", — заявил он.

Движение вперед

Согласно исследованию, подготовленному Российской ассоциацией венчурного инвестирования (РАВИ), на венчурном рынке инвестиционная активность в 2016 году была достаточно высока — 210 инвестиций, что незначительно (на 11%), но превысило аналогичное значение 2015 года. При этом совокупный объем венчурных инвестиций уменьшился и составил $128 млн (85% от уровня 2015 года). Как говорится в отчете, тон задавали частные фонды: на их долю пришлось 73% от общего числа и 79% от совокупного объема осуществленных венчурных инвестиций.

Аналитик группы компаний "Финам" Богдан Зварич говорит, что в последние годы рынок венчурных инвестиций стагнирует. Сложная экономическая ситуация привела к тому, что инвесторы не готовы были вкладывать средства в высокорисковые активы. "Плюс к этому высокие ставки в российской экономике давали возможность заработать хорошую прибыль на таких инструментах, как облигации, которые несут на себе существенно меньше рисков. Лишь в последнее время вновь оживился рынок стартапов, а инвесторы, на фоне снижения доходности по большому спектру финансовых инструментов, начали интересоваться рынком венчурных инвестиций. На наш взгляд, именно экономическая ситуация сдерживала развитие данного рынка. Однако в случае сохранения позитивных тенденций, наметившихся в нашей экономике в последнее время, развитие рынка венчурных инвестиций продолжится, а объем средств, вкладываемых в венчурные проекты, может вырасти в несколько раз, — считает господин Зварич.

"К сожалению, очарование начала нулевых прошло — инвесторы стали осторожными и прагматичными, больше интереса проявляют к зарубежным стартапам (даже если команда почти полностью состоит из выходцев из России). И, в общем-то, это логично, так как такие стартапы уже работают на больших рынках и им не нужно преодолевать барьеры по выходу на рынки Европы, Америки, Азии", — отмечает директор бизнес-инкубатора "Ингрия" Полина Лукьянова.

Между тем, по ее словам, российский венчурный рынок движется вперед и переходит на новые ступени развития. Так, фонды и инвесторы становятся более специализированными. "Для этого им необходимо досконально знать рынок и технологии, поэтому все чаще мы слышим про новые корпоративные и отраслевые венчурные фонды или акселерационные программы. Это полезно для всех игроков, инвесторам становятся более понятными тренды, специфика отрасли и точки роста финансируемых ими проектов", — уверена она.

По словам Андрея Березина, председателя правления ИК "Евроинвест" и учредителя венчурного фонда Euro Venture, на рынке венчурных инвестиций начались системные изменения. "Хотя пока этот сегмент вложений в инновационные решения и продукты в России недостаточно развит по сравнению с мировой практикой", — отмечает он.

Полина Лукьянова одной из положительных характеристик нынешнего рынка называет хорошо развитую поддержку со стороны российских институтов развития — они готовы вкладываться с частными инвесторами в высокотехнологичные стартапы, особенно на ранних этапах развития. "Это хорошая практика, которая уже сейчас дает результаты", — говорит госпожа Лукьянова.

С государственным участием

По данным Российской ассоциации венчурного инвестирования, основной интерес венчурных инвесторов традиционно сосредоточен в секторе информационно- коммуникационных технологий — около 75% от общего объема инвестиций и 71% от общего числа. Вне сектора ИКТ основной вклад в финансирование компаний внесли фонды с участием государственного капитала — 53% от объема инвестиций и 63% от их числа.

Андрей Березин уверен, что российский рынок венчурного инвестирования имеет хорошие перспективы именно в технологическом секторе при условии, что государство будет помогать с выходом на внутренние и внешние рынки сбыта и примет ряд налоговых преференции, например, при вложении в стартапы на ранней стадии. Еще один важный фактор — это идеологическая поддержка инновационного предпринимательства, особенно при вузах.

"По-прежнему большую часть вложений именно в технологические стартапы осуществляют прогосударственные институты развития, такие как РВК, "Роснано" или "Сколково", частные же инвесторы туда идут очень неохотно. Риски высоки, и очень сложно выйти на рынки сбыта, которые зачастую представляют собой те же госкорпорации или компании с госучастием. Наладить взаимодействие с последними молодым стартапам очень непросто. Частные венчурные фонды как раз могут помочь в этом процессе — сперва вложившись в начальные этапы создания и прототипирования разработок, а затем — помогая встроить эти продукты в технологические циклы корпораций", — считает Андрей Березин.

Как уточняет директор венчурного фонда Euro Venture Роман Романюк, уже сейчас у фонда на рассмотрении находится ряд небезынтересных проектов, но для того чтобы сбор и экспертиза интересующих фонд стартапов были системными и более качественными, фонд предполагает активно сотрудничать с уже существующими институтами развития — как городскими, так и федеральными.

Госпожа Лукьянова обращает внимание на то, что деятельность венчурных фондов в целом оказывает довольно сильное воздействие на экономику, так как, с одной стороны, они действуют своеобразным флюгером, показывая, куда "дует ветер", какие технологии станут новыми трендами в ближайшем будущем. Кроме того, венчурное финансирование высокотехнологичных стартапов открывает новые ниши, а зачастую и создает новые рынки. Так, благодаря венчурному финансированию в IT, эта отрасль получила возможность колоссально развиться и сейчас уже проникла во все сферы экономики и фактически сформировала совершенно новый мир.

"Сейчас все больше сделок связано с технологиями на стыке отраслей. Инвесторы с большим интересом следят за биотехнологиями, разработками в области искусственного интеллекта и нейрокибернетики, блокчейн-технологиями и рынком критповалют. Возможно, не все, но что-то из этого обязательно "выстрелит", и, может, уже через несколько лет мы будем жить в совершенно новой реальности — в мире с абсолютно новой экономикой и новыми необычными игроками даже на традиционных рынках", — заключает Полина Лукьянова.

Вся лента