Москвичи повели себя нерыночно
Столичные покупатели предпочитают сетевые магазины
Модернизация московских рынков не помогла привлечь на них массового потребителя. С начала года их доля в общей структуре розничного товарооборота города упала почти на треть, а за последние четыре года — более чем в два раза. Из-за усиления конкуренции со стороны ритейлеров этот процесс может продолжиться, в результате чего доля рынков сократится с докризисных 19–21% до 5–6%.
С января по апрель этого года товарооборот розничных рынков и ярмарок в Москве сократился на 15% к аналогичному периоду 2016 года, до 138,37 млрд руб., говорится в исследовании Colliers International. В общей структуре розничного товарооборота столицы доля рынков и ярмарок в тот же период снизилась с 12% до 9,75%.
Падение оборота розничных сельскохозяйственных рынков началось в Москве в 2015 году. Если в 2014 году, по данным Colliers, он составлял 795,1 млрд руб., то в позапрошлом году этот показатель снизился на 14,8%, а в 2016-м потерял еще 11,6%. В структуре розничного товарооборота доля рынков начала падать еще раньше. В 2013 году она была 18,6%, в 2014-м — 17,9%, в 2015-м — 15,7%, в 2016 году — 14%. Сами рынки при этом активно модернизируются. За последние годы были обновлены Даниловский рынок (контролируется Ginza Group), Усачевский и Москворецкий рынки (Gremm Group), а также Черемушкинский рынок (владеют структуры Мирослава Мельника). В настоящее время проходит реновация Центрального рынка. В общей сложности, по расчетам Colliers International, в Москве сейчас 29 розничных рынков с 16 тыс. торговых мест. Согласно данным консультантов, за последние несколько лет число площадок существенно не менялось.
Снижение выручки рынков связано с общим спадом покупательского трафика и расходов населения, говорит директор департамента исследований Colliers International Вероника Лежнева.
«С одной стороны, целевая аудитория премиальных рынков стала осмотрительнее в расходах, а с другой — трафик обычных рынков частично переориентировался на продовольственные сетевые дискаунтеры»,— поясняет госпожа Лежнева. Директор отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько тоже считает спад рынков закономерным. «Несмотря на модернизацию, их покрытие практически не растет, в то время как крупнейшие ритейлеры X5 Retail Group, “Магнолия”, “Лента” и другие активно наращивают число магазинов шаговой доступности»,— рассуждает она. Руководитель направления street retail «Магазина магазинов» Марина Маркова согласна, что массового роста интереса к рынкам пока не наблюдается: «Их количество растет, но большинству потребителей все еще намного привычнее и проще пойти в сетевой магазин, число которых все равно больше».
Операторы крупных рынков, впрочем, говорят, что пока не отмечают падения показателей. Так, директор по развитию Gremm Group Артем Букин говорит, что выручка Усачевского по предварительным итогам первого полугодия остается на уровне того же периода прошлого года. «Есть статистический рост в 3%, связанный с незначительным увеличением суммы среднего чека»,— уточнил господин Букин. Он уверен, что современные рынки, в отличие от магазинов, дают покупателям возможность выбора: «На Усачевском всего 15% посетителей приходят ради заведений общественного питания, остальные — за продуктами».
Вероника Лежнева сомневается, что рынкам удастся вернуть докризисные 19–21% от рыночного товарооборота. У госпожи Марковой прогноз оптимистичнее: по ее мнению, в будущем аудитория рынков может увеличиться за счет их развития на альтернативных площадках. «Например, это фермерские ярмарки, которые сейчас открываются во многих торговых центрах»,— говорит она. Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров ожидает, что в структуре розничного товарооборота в Москве доля рынков в течение ближайших трех лет может зафиксироваться на уровне 5–6%. «Конкуренция со стороны ритейлеров усиливается: недорогие рынки постепенно вытесняются гипермаркетами, а модернизированные проигрывают таким сетям супермаркетов, как “Азбука вкуса” и “Перекресток”»,— объясняет эксперт.