Киоски просят оставить покурить
Распространители прессы опасаются ограничений Минздрава
Антитабачная концепция Минздрава негативно скажется на распространителях прессы, опасаются участники рынка. Сейчас на табак приходится около 15% доходов газетных киосков, но концепция предлагает запрет на его реализацию в павильонах площадью менее 50 кв. м. Это может привести к снижению продаж печатных изданий на 30–40%.
Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) обратилась к советнику президента РФ Михаилу Федотову с просьбой дать заключение на антитабачную концепцию Минздрава. В письме указывается, что «вводимый концепцией запрет на продажу табака в павильонах прессы площадью до 50 кв. м дополнительно снизит реализацию газет и журналов на 30–40%, так как табачные изделия являются трафикообразующим товаром». Кроме того, подобный запрет будет «искусственно подталкивать» к покупке табака в блоках, то есть в больших объемах, а также снизит отчисления в бюджет, считают авторы письма. В Совете при президенте РФ по развитию общества и правам человека, возглавляемом господином Федотовым, не ответили на запрос “Ъ”.
По оценке председателя правления АРПП Александра Оськина, сейчас из 23 тыс. работающих киосков прессы в России примерно 70% могут продавать табачные изделия. В частности, реализация табака разрешена в павильонах, которые позволяют идентифицировать возраст покупателя. Кроме того, в части регионов предусмотрена и торговля табаком из ларьков, то есть без возможности захода внутрь. По мнению господина Оськина, запрет на реализацию табака через павильоны площадью менее 50 кв. м также можно расценивать как нарушение Гражданского кодекса, поскольку в стране действует свобода торговли, а табак не попадает в список запрещенных к продаже товаров. В некоторых регионах, к примеру, в Сибири, около 50% продаж прессы происходит вместе с табаком, указывает господин Оськин. В целом по стране на продажу табака может приходиться более 15% доходов газетных киосков, при этом стоимость сигарет постоянно растет, добавляет он. В среднем оборот киосков, по данным АРПП, составляет 100–200 тыс. руб. в месяц. Совокупные доходы от продажи прессы составили 2 млрд руб. по итогам 2016 года.
Дин Гилфиллан, гендиректор «JTI Россия», в интервью “Ъ”
Мы были шокированы количеством и характером новых ограничений в адрес табачной отрасли
Проект «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы и дальнейшую перспективу» был представлен Минздравом в начале 2017 года. Помимо ограничений для павильонов концепция, в частности, предполагала запрет на продажу табака после 2033 года для тех, кто родился в 2015 году и позднее, увеличение продолжительности рабочего дня курильщиков и запрет на курение кальянов в кафе и ресторанах. Негативные заключения по концепции дали Федеральная антимонопольная служба, Минпромторг и Минэкономики.
Инициатива Минздрава в части ограничений для павильонов — давление на малый и средний бизнес, она не продиктована спросом со стороны потребителей, уверен главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев. По его мнению, запрет на реализацию табака в павильонах менее 50 кв. м мешает в первую очередь потребителям, потому что они не смогут покупать сигареты в подобных павильонах у дома. То есть им придется специально ехать в крупные магазины и приобретать большие запасы сигарет, что также увеличит и потребление табака, рассуждает господин Королев.
Сами издатели не первый раз просят ослабить законодательство в части продажи табака через киоски. Так, еще в 2015 году главные редакторы «Московского комсомольца», «Комсомольской правды», «Российской газеты» и «Аргументов и фактов» обращались к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой расширить ассортимент товаров, продающихся в газетных ларьках. Письмо было перенаправлено премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву и бывшему тогда руководителем администрации президента Сергею Иванову с пометкой «рассмотреть и поддержать», писал тогда “Ъ”.