Договор приведен в исполнение
Москва и Казань будут строить отношения по-новому
С истечением 24 июля последнего действующего договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью может закончиться история договорных отношений федерального центра и регионов. Высокопоставленный источник “Ъ” в администрации президента (АП) на вопрос о том, согласован ли с Кремлем текст нового договора с Татарстаном, сказал “Ъ”, что «нет никакого нового договора». Экс-президент республики Минтимер Шаймиев ранее заявлял, что «договор может быть продлен без внесения каких-либо изменений». Эксперт считает, что противником продления договора с Татарстаном может быть куратор внутриполитического блока Кремля Сергей Кириенко.
В понедельник исполнилось десять лет со дня подписания 26 июня 2007 года договора о разграничении полномочий между органами госвласти РФ и Татарстана. Его подписывали президент РФ Владимир Путин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Срок действия договора истечет 24 июля 2017 года. В ст. 5 самого договора отмечается, что порядок его продления определяется федеральным законом. Однако в ст. 26.7 закона «Об общих принципах организации законодательной и исполнительной власти субъектов РФ» оговаривается, что срок действия договора не может превышать десять лет, а порядок продления документа вообще не описан. Источник “Ъ” в госструктурах не исключает, что в 2003 году такую формулировку «умышленно записали в законе, чтобы в будущем договор не продлевать». Высокопоставленный источник “Ъ” в АП на вопрос о том, согласован ли с Кремлем текст нового договора, сказал, что «нет никакого нового договора».
Договор о разграничении полномочий между РФ и Татарстаном впервые был подписан в 1994 году — Минтимером Шаймиевым и первым президентом РФ Борисом Ельциным. Он предполагал более широкие полномочия для Татарстана: республика имела право на собственное законодательство, налоги, гражданство. С приходом в Кремль Владимира Путина законодательство всех субъектов РФ было приведено в соответствие с федеральным. В Приволжском федеральном округе этой работой занимался полпред президента Сергей Кириенко. В 2003 году был установлен двухлетний срок для обновления ранее заключенных договоров, после чего прежние соглашения теряли силу, а новые должны были утверждаться законами, однако уже тогда в Кремле давали понять, что на особые отношения с центром могут рассчитывать немногие: в числе таких регионов называли Татарстан и Чечню.
В 2004 году господин Кириенко вместе со спикером Госсовета республики Фаридом Мухаметшиным в рамках специальной рабочей группы начали подготовку текста нового договора. Работа, как писал “Ъ”, проходила в режиме строгой секретности. «Мы пришли к согласию по большинству пунктов, остались не до конца разрешенными только два момента — по недропользованию и языку» — таков был стандартный ответ господ Мухаметшина и Кириенко на все вопросы. В итоге по подписанному в 2007 году договору за республикой оставили право на совместное с федеральным центром решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями Татарстана, право на особое оформление паспортов (жители могут получить вкладыш на татарском языке). Кандидаты на должность руководителя республики должны владеть обоими государственными языками: русским и татарским.
Власти Татарстана неоднократно заявляли о необходимости пролонгации договора с РФ и после 2017 года. Ранее президент Татарстана Рустам Минниханов говорил “Ъ”, что «дальнейшие договоры не ухудшают, а повышают ответственность той или иной территории перед федеральным центром». Господин Минниханов — единственный из региональных лидеров, сохранивший слово «президент» в названии своей должности.
«Безусловно, мы выступаем за то, чтобы этот договор действовал. Это пример и подтверждение того, что мы живем в федеративном государстве»,— говорил в конце 2016 года Фарид Мухаметшин. Он подчеркивал, что республика «не претендует на какие-то новые полномочия»: «Не исключаю, что мы просто пойдем на пролонгацию договора. Это принципиально в целом для страны».
Одним из главных лоббистов договора считается экс-президент Татарстана, госсоветник республики Минтимер Шаймиев. В его пресс-службе “Ъ” сообщили, что свою позицию он уже обозначал на съезде народов Татарстана в апреле. Тогда он сказал, что «договор может быть продлен без внесения каких-либо изменений в содержание как конституционная норма, способствующая укреплению федеративных основ нашего государства». Он также отметил, что «учитывая созидательный характер данного договора, результаты которого мы видим в успешном развитии республики, он имеет право на жизнь». Отметим, что господин Шаймиев является советником куратора внутриполитического блока Кремля Сергея Кириенко на общественных началах.
В Госдуме и Совете федерации не знают, что происходит с договором. В понедельник сразу несколько опрошенных “Ъ” депутатов и сенаторов от Татарстана отказались комментировать ситуацию, заявив, что «тема настолько больная, что ни скажешь — будет только хуже». По мнению одного из парламентариев, нового договора скорее всего не будет. Другой сказал “Ъ”, что «по слухам, вокруг договора есть какая-то интрига». Не комментировали вопрос и в парламенте республики. «Договор необходим, но пока в Госсовете это не обсуждается»,— заявил “Ъ” зампред комитета Госсовета по законности Рафил Нугуманов. «Я сам очень хотел бы знать, что с договором»,— сказал старейший депутат Госсовета Марат Галеев. Фарид Мухаметшин недавно говорил, что «сегодня этого вопроса в повестке дня нет», но не исключил, что «это будет в скором времени»: «Будет получена информация, возможно, даже от президента республики». В аппарате Рустама Минниханова заявляют, что «не располагают информацией». Избранный от Татарстана председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов заявил “Ъ”, что к этому вопросу «надо относиться спокойно, и все будет»: «Вопрос в работе. Нет никаких правовых ограничений, чтобы такой договор был».
Если договор не будет продлен, вопрос о нем может быть поднят в августе на съезде Всемирного конгресса татар (ВКТ), на котором будут представители диаспоры татар из 40 стран мира. «Реальность такова, что Татарстан может рассчитывать на особую роль. Хотелось бы, чтобы федеральный центр не превратил этот вопрос в политическую тяжбу. Здесь не должно быть какого-то непонимания или обид»,— сообщил “Ъ” глава исполкома ВКТ Ринат Закиров.
В Казани Всетатарский общественный центр уже провел ряд акций в поддержку нового договора, но они были немногочисленными. Общественники направили письмо Владимиру Путину, в котором посетовали, что не слышат «никаких заявлений от руководителей России и Татарстана о новом договоре, его содержании». Действующий договор они считают «фикцией» и предлагают закрепить за республикой такие полномочия, как «самостоятельное осуществление внешнеэкономической деятельности, создание Национального банка», а также отчисление налогов в федеральный бюджет «согласно единому нормативу или фиксированной суммы».
Политолог Аббас Галлямов отмечает, что «договор в нынешнем виде начисто лишен какого бы то ни было содержания, поэтому его пролонгация для федеральных властей не является проблемой, но для жителей Татарстана это показатель эксклюзивного статуса, который позволяет чувствовать себя особенными». Если Рустам Минниханов не сможет продлить договор, это сильно ослабит его позиции в глазах населения (особенно с учетом зимнего банковского кризиса в республике), что нежелательно накануне выборов, отмечает эксперт. Он не исключает, что причина задержки связана с желанием Сергея Кириенко «развернуть уже принятое решение о продлении договора»: «Во время работы полпредом ему пришлось потратить много сил в борьбе с руководством Татарстана и Башкирии, не желавшим приводить региональное законодательство в соответствие c федеральным. Скорее всего, тогда он сформировал негативное отношение к “региональной вольнице” и сейчас пытается покончить с последним пережитком той эпохи».