Ставка на прозрачность
Как ФНС России поможет европейский реестр бенефициаров
Российские налоговики узнают реальных владельцев всех европейских компаний, в том числе офшорных. До июля этого года страны ЕС обязаны создать специальный реестр трастов и фирм. В нем будут указаны имена, национальность и место проживания реальных владельцев. Сначала доступ к базе данных будет у правоохранителей и банков стран Евросоюза. Российская налоговая служба сможет получить информацию по запросу, а в некоторых случаях даже без него — в ряде стран список будет открытым.
Зачем создается такой реестр, и как его смогут использовать российские налоговики?
Адвокат практики налогового консалтинга компании «ФБК Право» Дмитрий Парамонов считает, что доступ к данным значительно облегчит работу контролирующих органов.
«Идея в том, чтобы налоговики знали, какой долей активов и в какой форме владеет человек. То есть если российские налоговики имеют подозрение, что некое физическое лицо является бенефициаром компании определенной юрисдикции, то они могут сделать запрос в соответствующий налоговый орган с просьбой уточнить так ли это, — пояснил он. — Если такие данные будут открыты, то в принципе специалисты в России сами смогут посмотреть информацию по компаниям, сделать на ее основе свои выводы и в рамках налогового контроля в России проверить, отчитался ли гражданин о своих доходах и активах, декларирует ли он их надлежащим образом. Или, например, если иностранная компания совершает сделки с российскими контрагентами или получает доходы из России, то в налоговых органах появится источник информации, которым они смогут оперировать и который поможет им усиливать свою доказательную базу».
С помощью реестра можно будет проверять, обоснованно ли компании платят налоги по пониженным ставкам, подчеркнул партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов: «Этот реестр создается для того, чтобы сократить возможности использования иностранных компаний для необоснованной налоговой выгоды. Скажем, если есть французский налоговый резидент, который использует, например, люксембургскую компанию для получения налоговой выгоды во Франции, то, безусловно, будет установлено, что он является бенефициаром этой люксембургской структуры. После этого гражданину будут доначислены налоги. То же самое касается и России».
Возможностей вести бизнес в Европе без раскрытия информации остается все меньше, подчеркнул старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.
«Россия находится в международном налоговом тренде, направленном на тотальную транспарентность. В очень многих странах Европы, таких как, например, Финляндия, Швеция, Швейцария, уже есть элементы так называемой «налоговой публичности», когда речь идет о том, что любое третье лицо может посмотреть все необходимые налоговые данные и финансовые показатели каждой из компаний, — заметил он. — Наверное, Россия в силу национальной специфики придет к этому позже, но в том, что это произойдет, нет никаких сомнений. Поэтому сейчас любые налоговые стратегии, любые корпоративные планирования должны исходить из того, какие правила будут действовать через пять-семь лет».
В Великобритании норма о раскрытии информации о бенефициарах действует с 2016 года. В соответствующий реестр попадают лица, владеющие более чем 25% любой компании.