Новый директор «Метростроя»: Основной нашей деятельностью было, есть и будет строительство метро
19 июня акционеры ОАО «Метрострой» избрали нового генерального директора. По итогам голосования им стал Николай Александров — сын Вадима Александрова, возглавлявшего компанию на протяжении 26 лет. Что ожидать от нового руководителя и какие перемены ждут петербургский «Метрострой», мы узнали из первых уст.
— Николай Вадимович, у вас за плечами большой опыт руководства строительством крупных и сверхкрупных объектов. Какие проекты были наиболее сложными и интересными?
— Каждый объект по-своему интересен. Помню, приехали первый раз на Комплекс защитных сооружений. 2006 год. Казалось, что после того, как объект 20 лет простоял без консервации под открытым небом, проще взорвать все и построить заново. Постепенно организовали строительство: набрали штат сотрудников, наладили работу штаба: проектный институт, подрядчики, заказчик — все ежедневно собирались, планировали, обсуждали текущие вопросы. Через полгода стройка закипела. Только на сварке арматуры для обустройства плиты основания фарватера у нас работало более 500 сварщиков. Объект большой: пока обойдешь все участки — день прошел. Сильно отличается от строительства метро: вместо узких проходов и полумрака — просторы Финского залива и Невской губы, ветер, волны. Дневали и ночевали на дамбе во время строительства. И в конце вместе с чувством гордости испытывали грусть. Все-таки пять лет отдали этой стройке. Бок о бок.
Затем ЛАЭС-2. Тоже очень интересный объект. Здесь уже другая история. Строить начинали с нуля. В чистом поле копали огромные котлованы, заливали в основание сооружений будущей станции сотни тысяч кубометров бетона. А градирни? Высота — 150 метров, основание размером с футбольное поле — с борта самолета их видно. Масштабный объект, значимый. Приятно строить и осознавать, что твой труд идет на благо города, большого количества людей. Что на протяжении многих лет построенное тобой сооружение будет стоять и приносить пользу. И не одно поколение сменится, пока оно стоит.
— Каковы конкурентные преимущества у «Метростроя», при строительстве крупных и сверхкрупных объектов?
— Прежде всего — коллектив. Для этого сектора характерна практически военная дисциплина, умение держать слово и решение задач, поставленных городом в максимально сжатые сроки. «Метрострой» — это десятилетиями отработанная структура, где за каждым закреплен точный и понятный функционал. Как вы думаете, почему у нас столько династий? Почему вслед за своими отцами и дедами в «Метрострой» приходят дети и внуки? Потому что работа в «Метрострое» — это дело жизни, профессия, перспектива и стабильность. Эта структура универсальна, работает на объектах любого масштаба. Кроме того, у «Метростроя» своя производственная база, которая обновляется, согласно требованиям времени. Мы не стоим на месте. Развиваемся. С точки зрения строительства Петербург во много уникален. Опасность представляют грунтовые воды, уровень залегания которых в городе часто высокий, наличие сложных пород, северный характер климата. Все это делает строительство сложной инженерной задачей и выводит на первый план уникальный 75-летний опыт метростроения, который сегодня с успехом применяется при проектировании и создании крупных объектов.
— Вступление нового руководства в должность всегда означает изменения. Что ждет «Метрострой» под вашим руководством? Что хотелось бы скорректировать, на что сделать акцент?
— Отличительной чертой компании всегда являлась преемственность в подходах, решениях. Существующая система абсолютно рабочая и эффективная. Сохранить ее и упрочить позиции на рынке важнейшая задача. Параллельно должно идти развитие — техническое и интеллектуальное, ориентированное на сильный персонал и конкурентный рынок. Этим и будем заниматься. Курс на высокопрофессиональную и высокотехнологичную работу. Основной нашей деятельностью было, есть и будет строительство метро. Здесь акценты тоже никуда не сместятся. Но и про другие крупные объекты забывать не будем — наши компетенции позволяют брать любые вершины и помогать городу в самых амбициозных проектах.
— Вокруг компании в последние годы много информационного шума. С чем вы связываете такой возросший интерес прессы?
— «Метрострой» сегодня проявляет большую деловую активность. Это связано с масштабом и количеством объектов. Только на метростроении у нас сейчас в работе четыре линии. Плюс ЛАЭС-2 (хотя мы уже практически закончили на ней работать), эксплуатация КЗС, Музейный центр в Рождествено. Стадион на Крестовском, несомненно, сыграл свою роль в повышении интереса к нашей организации. Чем больше объект — тем сильнее вокруг него информационный шум, а мы, получается, часть строек приходим достраивать и доделывать за себя и других в сжатые сроки. Да и правило работает: чем активнее компания ведет себя на рынке — тем больше о ней говорят. Это нормально. Но и мы всегда открыты и готовы к диалогу со СМИ.
— Предполагается ли инвестировать в новые для компании направления?
— Если вы имеете в виду что-то совсем новое, то вряд ли. У нас достаточно внутренних потребностей, в которые регулярно необходимы ресурсные вливания. Взять хотя бы строительство метро. Для того чтобы быть конкурентноспособным на этом рынке, необходимо закупать новое, высокотехнологичное оборудование, постоянно обучать людей. Механизация процессов всегда была приоритетным направлением развития нашей организации. Мы первые в мире решились на изготовление тоннелепроходческого комплекса для проходки наклонных ходов, купили щит для сооружения двухпутных тоннелей, приобрели самую современную на сегодняшний день производственную линию для изготовления железобетонных блоков обделки тоннелей различного диаметра. Все это требует значительных финансовых вложений, но это необходимо делать. Безусловно, развитие важно для компании, и мы ориентированы на новые горизонты, в том числе все чаще наши технологии и знания требуются при строительстве крупных и сверхкрупных объектов.
— На протяжении нескольких лет вы отвечали в компании за финансовую сторону вопроса. Насколько достигнутые финансовые показатели за прошлый год соответствуют вашим ожиданиям? И каких финансовых успехов планируете достичь в будущем?
— «Метрострой» из года в год показывает стабильные показатели. Важно, чтобы эта планка не опускалась, и в идеале — только поднималась. В прошлом году оборот составил без малого 29 млрд. В этом году планируем увеличить этот показатель до 40 млрд. Соответственно, надеемся на прирост прибыли. Сегодня, к сожалению, существует много факторов, которые оказывают влияние на экономику нашей организации. Много нововведений, которые мы, как генподрядчик, работающий на госзаказ, обязаны соблюдать. Например, банковское сопровождение. Но это не значит, что работа должна встать. Нужно приспосабливаться к новым условиям, учиться работать по новым правилам.
— Рыночная конъюнктура постоянно меняется, ставя перед компанией задачи, к решению которых сложно было подготовиться заранее. Какие качества позволяют поддерживать устойчивость компании?
— Мобильность и стрессоусточивость. И еще чувство юмора. Оно спасает во многих ситуациях.
— Вы не публичный человек и редко даете интервью. При этом новая должность предполагает общение с прессой. Как вы планируете выстраивать этот диалог?
— За человека больше говорят дела, которые он делает. Потом, я же общаюсь сейчас с вами, значит я не совсем закрытый, как вы говорите. Мне интересно говорить о профессии, строительстве метро, текущих проблемах и перспективах. Но пустого информационного шума не люблю — это не закрытость, а избирательность.
— Планируете ли вы усилить работу с иностранными проектами и какие именно зарубежные рынки представляют для вас наибольший интерес?
— Международный рынок нам интересен. Сегодняшний уровень технологий и опыта позволяет говорить об этом векторе развития. Но сейчас в приоритете Санкт-Петербург. Этот родной город, который мы знаем, любим, и нужно еще много сделать для его развития.
— Что для вас означает быть «метростроевцем»?
— Исполнять обещанное, делать невозможное и быть достойным своего отца и коллектива, который удалось создать за годы работы.