Бразильская коррупция дошла до первого лица
Президент Мишел Темер подозревается в незаконном обогащении
Кампания по искоренению коррупции в высших эшелонах власти Бразилии вышла на новый уровень. Впервые в истории страны действующему главе государства Мишелу Темеру могут быть предъявлены обвинения во взяточничестве — об этом генпрокурор Родригу Жанот попросил Верховный суд. Сам господин Темер уже назвал обвинения политическими. Тем не менее в Бразилии возникла угроза досрочных выборов, что может сыграть на руку экс-президенту Луису Инасиу Луле да Силве: он претендует на возвращение в кресло главы государства, хотя также подозревается в коррупции. Опрошенные “Ъ” эксперты отмечают: какой бы ни оказалась судьба господина Темера, на прошлой неделе посетившего Россию, отношениям двух союзников по БРИКС бразильский политический кризис не угрожает.
Мишел Темер обвиняется Генпрокуратурой в получении взяток от руководства корпорации J&F Investimentos S.A. (владеет крупнейшим предприятием мясной промышленности в мире JBS S.A). Сообщается, что с марта по апрель 2017 года президенту передали 500 тыс. бразильских реалов ($152 тыс.). При этом, по данным генпрокурора, имелась договоренность на передачу в общей сложности 38 млн реалов ($11,5 млн). Взамен бизнесмены получали выгодные кредиты в госбанках и льготы при налогообложении.
Судьба президента оказалась в руках Верховного суда, который теперь должен будет определить, отправлять ли дело в палату депутатов. А там противникам Мишела Темера потребуется две трети голосов: для отстранения главы государства от исполнения обязанностей на время следствия (180 дней) нужно согласие 342 депутатов из 513.
«Коалиция Темера располагает в парламенте относительным большинством, а у него самого там много личных сторонников. Члены коалиции действуют по принципу “наших бьют” и, вероятно, отворачиваться от Темера не будут»,— предположил в разговоре с “Ъ” латиноамериканист, профессор СПбГУ Виктор Хейфец, только что вернувшийся из Бразилии. Вместе с тем демарш со стороны социал-демократов — ключевого партнера правящей Партии бразильского демократического движения — все-таки не исключен. Накануне, например, к отставке Мишела Темера призвал экс-президент Бразилии (1995–2003 годы) и бывший лидер социал-демократов Фернанду Энрики Кардозу. Оппозиция же заверяет, что досрочные выборы неизбежны, так как голосование по судьбе Мишела Темера будет транслироваться по телевидению и многие депутаты не решатся публично поддержать «президента-коррупционера».
Сам господин Темер с обвинениями не согласен. Он обсудил тактику действий на экстренном совещании с участием министров и адвокатов и выступил с рядом громких заявлений. В частности, президент пообещал, что ничто не остановит начатую им модернизацию страны — «самую амбициозную за долгое время». Отчитаться об успехах господину Темеру не помешало даже то, что, по данным компании Datafolha, лишь 7% бразильцев считают работу правительства «хорошей» и «очень хорошей».
Впрочем, антирейтинг высок практически у всех бразильских политиков. «Быстрое решение проблемы Темера не выгодно никому, так как у правых и центристов нет подходящих кандидатов, что и играет на руку действующему президенту»,— отметил Виктор Хейфец. На этом фоне шанс на возвращение во власть получил социалист, экс-президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва (2003–2010 годы). Политик также является фигурантом пяти уголовных дел, связанных с коррупцией, но пока идет разбирательство и он может претендовать на участие в президентских выборах. По данным социологов, если бы голосование состоялось сейчас, господин да Силва уверенно бы вышел во второй тур и, возможно, одержал итоговую победу.
Как бы ни развивались события в Бразилии, на внешнеполитическом курсе страны это, по мнению опрошенных “Ъ” экспертов, скажется мало. Так, по словам директора Ибероамериканского института бразильца Висенте Барриентоса, «политические изменения не повлияют на развитие контактов и конструктивного диалога между Бразилией и Россией». На прошлой неделе Мишел Темер посетил в Москву. На встрече в Кремле президент РФ Владимир Путин говорил о «приоритетном партнерстве» между двумя странами и схожести их позиций. Президент Бразилии рассказал, что в этом году у него будет еще две встречи с российским лидером, а в следующем, «может быть, сборные двух стран сойдутся в финале чемпионата мира по футболу» (пройдет в РФ с 14 июня по 15 июля). Ни тени сомнения в том, что как минимум первая часть этого заявления воплотится в жизнь, у Мишела Темера не было.