Пешеходный шоу-кейс
Отгремела Ural Music Night
В Екатеринбурге прошла «Уральская ночь музыки». Борис Барабанов отправился на Ural Music Night, чтобы выяснить, чему могут поучиться столичные организаторы досуга у своих уральских коллег.
Любой, кто по роду занятий заинтересован в поиске талантов, будь то арт-директор клуба или же составитель саундтрека к фильму, привык искать их на самых известных шоу-кейс фестивалях и музыкальных конференциях Европы — Tallinn Music Week (Таллин), Reeperbahn Festival (Гамбург), by:Larm (Осло). При этом европейские форумы могут растянуться на несколько дней, а вход на некоторые концерты все же платный. То есть полностью бесплатная «Ночь музыки» в Екатеринбурге — это все же своего рода микс городского праздника и смотра индустрии. Формат редкий, если не уникальный.
До появления Ural Music Night в России подобный музыкальный форум был только один — V-Rox во Владивостоке. Мало кто из жителей европейской части страны мог себе позволить смотаться туда на уикенд, даже имея наряду с деловыми чисто туристические намерения. Стараниями екатеринбургского музыкального подвижника Евгения Горенбурга и его коллег теперь такой смотр есть в двух часах лета на восток. «Уральская ночь музыки» прошла в третий раз. Организаторы рапортуют о росте количества посетителей (их в нынешнем году было 150 тыс. против прошлогодних 120 тыс.), об увеличении числа площадок (их теперь 96) и стран, из которых приехали артисты (20). Осталось только усилить индустриальную составляющую, объяснить игрокам музыкального рынка, что на Ural Music Night можно не только отдыхать, но и «решать вопросы», как это уже происходит на V-Rox.
Несмотря на то что в афише Ural Music Night значились большие имена, например группа «Браво» или Вадим Самойлов с песнями «Агаты Кристи», событие не было построено по принципу «хедлайнер и мелочь».
Группа «Браво», безусловно, привлекла большое количество людей на Плотинку, на сцену, расположенную недалеко от «капсулы времени» с посланием потомкам, которая была заложена здесь в 1973 году. Однако в это же время на разных городских площадках проходили концерты, которые с точки зрения будущего музыки были гораздо более интересны.
Причем за каждую площадку отвечал живой куратор — на Ural Music Night таких называют «экспертами». Скажем, во время Дня города в Москве, формально говоря, тоже функционируют десятки, а может быть, и сотни площадок. Но далеко не все площадки имеют четкую концепцию. Чем дальше от популярных мест вроде «Музеона» или Сада имени Баумана, тем чаще музыкальная программа представляет собой случайный набор артистов, непонятно кем осуществленный. На Ural Music Night каждая из 96 сцен своего рода мини-фестиваль, собранный человеком, которому можно посмотреть в лицо. Это могут быть преподаватели, журналисты, музыканты, блогеры, деятели ивент-индустрии — их имена прописаны в программе, они отвечают за свой контент и перед организаторами «Ночи», и перед зрителями.
За ночь корреспондент “Ъ” успел послушать группу «Наадя» в винном баре Amy wine house, дочь лидера группы «Сансара» Александра Гагарина Марго Лебедеву на мини-фестивале укулеле, Сергея Воронова (Crossroadz) в компании местных Blues Doctors и гитариста Эроса Рамаццотти Роберто Морбиоли в пабе Ben Hall. C внутренней стороны полукруга гостиницы «Исеть» с программой «Музыка закрытых окон» выступил «Другой оркестр», причем оркестранты расположились в проемах окон. В последние годы памятник конструктивизма часто используется в арт-проектах, но такое сочетание городского ландшафта, видеомэппинга и превосходного оркестрового исполнения редко встретишь и в столицах.
Забрался корреспондент “Ъ” и в самый андерграунд — в клуб «Мизантроп» на вечеринку «Знать», в рамках которой выступала Галя Чикис, одна из самых интересных российских инди-артисток 2000-х — начала 2010-х, ныне проживающая в Берлине.
В эти же часы бард Алексей Иващенко выступал в пивном саду, группы «Городок чекистов» и «Мегаполис» — в Ельцин-центре, на остальных площадках было много интересной, совсем новой музыки. К слову, для навигации на Ural Music Night было создано специальное приложение, а на фестивальных афишах были размещены QR-коды, которые запускали на смартфонах видеоролики с участниками фестиваля. На Октябрьской площади под утро прошел финальный гала-концерт. В четыре утра зрители, которым раздали зеркальца, ловили первые лучи солнца под звуки песни «Луч солнца золотого».
Встречая рассвет, оставалось только размышлять о том, почему такой фестиваль невозможен в Москве, ведь на первый взгляд в столице теперь полно удобных парковых и пешеходных зон, а городские праздники гремят каждые выходные, да еще по несколько штук одновременно.
Екатеринбургская «Ночь музыки» оказалась очень грамотно организованной историей, части которой не соревнуются друг с другом, а друг другу помогают. Москва слишком большая — в ней тонет даже такое событие, как ММКФ. Несмотря на приличные размеры столицы Урала, город все же не разорван так сильно, как Москва, разрезанная заборами и пробками, или Питер, разделенный реками. Но главное, что буквально спинным мозгом ощутил корреспондент “Ъ”,— это отсутствие постоянного контроля в виде рамок металлоискателей и кордонов из людей в форме. В воздухе было разлито чувство расслабленности и единства горожан. Это ведь не шутки — разрешить молодежи шуметь и бродить всю ночь. Тем более в городе, который славится специфическими уличными нравами. А вот поди ж ты — получилось.