Один за всех
В Перми завершился процесс создания федерального исследовательского центра на базе Пермского научного центра УрО РАН. Вызвавшая в некоторых регионах довольно жаркие споры, в перми реформа прошла спокойно. Научное и вузовское сообщество реорганизацию одобрило, уверенное в синергетическом эффекте от объединения.
Реорганизация сети исследовательских институтов в регионах — процесс, идущий в рамках реформирования Российской академии наук. Это еще и одна из самых спорных составляющих данной реформы. Аналогичные процессы запущены во многих регионах. По данным Федерального агентства научных организаций (ФАНО) — структуры, созданной в 2013 году в рамках той же реформы для управления хозяйственной деятельностью организаций РАН, к концу первого квартала этого года в России было открыто 29 комплексных исследовательских центров, объединивших 125 учреждений, еще 74 проекта находились в процессе реструктуризации, среди них и пермский. Реорганизация Пермского научного центра УрО РАН началась в конце 2015 года. В объединенную структуру вошли пять академических институтов, работающих в регионе: Институт механики сплошных сред УрО РАН, Институт технической химии УрО РАН, Горный институт УрО РАН, Институт экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН и Пермский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук. Новое юрлицо было зарегистрировано 11 мая. Пермский научный центр был переименован в Федеральный исследовательский центр, институты получили статус филиалов. Временно исполняющим обязанности директора центра назначен Александр Барях, прежде возглавлявший Горный институт УрО РАН.
«Это дань времени и решение учредителя — укрупнение научных организаций, — отмечает господин Барях. — Нас же не удивляет, что университет — многопрофильная структура. Такая же тенденция в науке — создание крупных исследовательских центров».
От такого слияния ожидают синергетического эффекта. Предполагается, что объединенный научный центр будет проводить масштабные междисциплинарные исследования, интеграция научных направлений и коллективов позволит повысить эффективность и качество научных исследований. «История развития науки показала, что наиболее активной реализация научных разработок бывает, как правило, на стыке нескольких наук. Механика мало что сделает без математики, но механики, объединившись с математиками и медиками, создают уникальные приборы», — считает главный ученый секретарь созданного центра Владимир Приходченко.
Институты, конечно, и раньше взаимодействовали и проводили совместные исследования. Но в рамках одного юрлица, считают инициаторы объединения, делать это будет удобней: объединение инфраструктуры, вычислительных средств и приборной базы позволит решать поставленные задачи более эффективно.
«Наличие одного юридического лица дает право, например, использовать оборудование, которое находится в разных институтах, без оформления дополнительных бумаг, — поясняет господин Приходченко. — Раньше, хоть мы все и находились в структуре РАН, но мы являлись разными юрлицами, поэтому нужно было объяснять, почему сотрудники одного института должны пользоваться, скажем, микроскопом другого, заключать договоры, подписывать акты. Сейчас у нас единая база и мы избавлены от этих лишних действий».
Кроме того, оптимизация структуры управления позволит снизить административные издержки. Общая численность сотрудников центра не меняется, но за счет освобождения части сотрудников от выполнения дублирующих административных функций руководство центра рассчитывает усилить инженерный состав. Концентрация финансовых ресурсов, как ожидается, позволит более эффективно ими распоряжаться. «Мы можем в пределах одной организации теперь варьировать бюджет, направляя ресурсы на наиболее актуальные направления. Практически реализовать какие-то разработки будет проще, чем если бы каждый институт делал это самостоятельно», — отмечает Владимир Приходченко. «У нас появляется реальная возможность работать не по десяти, скажем, направлениям, раскиданным по нескольким институтам, а ограничиться тремя, но большими, комплексными темами, на которых можно сосредоточить ресурсы», — добавляет Александр Барях.
Ключевых научных направлений действительно три. Пермский федеральный исследовательский центр будет проводить исследования по направлениям: безопасность природных и технических объектов, создание агрохимических препаратов и фармакологических средств нового поколения, управление технологическими, социальными и природными системами.
Разумеется, происходящие изменения нравятся не всем. Кто-то персонально наверняка от объединения проиграет. Но в отличие от других регионов, где в ход пошли и публичные выступления, и открытые письма президенту, в Перми этот этап реформы прошел мирно и даже почти незаметно для не вовлеченных в процесс. Во всяком случае никаких резких заявлений в публичном пространстве не звучало.
Среди объективных недостатков эксперты называют организационные хлопоты и ряд формальных вопросов, которые нужно будет уладить. Например, в связи с созданием нового юрлица центру будет необходимо переоформить лицензии, заново аккредитовать аспирантуру, реорганизовать работу диссертационных советов. Эксперты однозначны в оценках: у этого процесса есть как плюсы, так и минусы. Но если недостатки носят технический характер и года через полтора о трудностях никто не вспомнит, то положительный эффект должен сохраниться в долгосрочной перспективе, и по масштабу он будет несопоставим с некоторыми сложностями переходного периода.
«Конечно, процесс реорганизации сложный и трудоемкий с организационной точки зрения, и непростой с эмоциональной — все-таки институты привыкли к определенной самостоятельности, определенному образу жизни. Но я уверен, что мы справимся с этой задачей», — говорит господин Барях.
Не вызвала споров реструктуризация и в вузовском сообществе. «Несмотря на то что любое объединение организаций — дело хлопотное и сложное, думаю, в целом это позитивный тренд для пермской науки. Новый центр должен дать мощный толчок в междисциплинарных и фундаментальных исследованиях, в развитии инноваций. Кроме того, создание общего научного центра позволит эффективнее продвигать разработки и исследования пермских ученых на федеральный уровень», — считает ректор ПГНИУ Игорь Макарихин.
Мнение коллеги разделяет и ректор ПНИПУ Анатолий Ташкинов: «Я обсуждал происходящее и с членами научных коллективов, и с их руководителями, и думаю, это правильное решение — об укрупнении и создании в регионе федерального исследовательского центра. Конечно, есть минусы, связанные с тем, что это в некоторой степени потрясение для коллективов, поскольку все равно будут структурные изменения, а изменения всегда пугают. Но надо понимать, что концентрация — это большое дело, потому что каждый по отдельности — это один уровень, а объединение усилий для решения общей задачи дает совсем другой результат». Он также положительно отзывается о выбранной структуре, предполагающей сохранение не юридической, но некой интеллектуальной автономии вошедших в состав центра институтов. «У каждого института есть свои коллективы, своя история, свои бренды и своя научная репутация, научное признание, которое накапливалось годами. Была опасность потерять все это при создании новой структуры. Но, проанализировав опыт других регионов, коллеги нашли оптимальную, с моей точки зрения, структуру, которая позволит сохранить внутри центра коллективы и их названия», — отметил господин Ташкинов.
Идею создания Пермского федерального центра поддерживает и министерство образования и науки края. Здесь также ожидают положительного эффекта от консолидации институтов, прогнозируя появление новых возможностей для развития коллективов и науки. «Очевидно, что действуют разные законы: экономические, законы развития науки и общества. Эти процессы приводят к тому, что в некоторых условиях для достижения высокого результата необходимо объединение ресурсов, возможностей, усилий. Оно придает необходимый импульс, чтобы двигаться быстрее. Поэтому концентрация является верным шагом, определяющим выход на решение более глобальных задач, проведение масштабных междисциплинарных исследований», — считает начальник отдела по развитию высшего образования и науки министерства образования Пермского края Анна Бочарова.
В целом Федеральное агентство научных организаций намерено вовлечь в интеграционные проекты более 320 академических институтов в различных регионах России. Планируется, что в результате реорганизации будет создано 74 комплексных исследовательских центра.