Экскаваторы не могут разрыть спрос
Плановое строительство дорог расходится с фактическим
Как стало известно “Ъ”, российские производители дорожно-строительной техники (ДСТ), обеспокоенные учетом их интересов в стратегии развития отрасли до 2030 года, ждут от Минпромторга информации о «максимально четких» объемах предстоящего строительства. Они нужны для составления прогноза объемов рынка ДСТ. Цифры в отраслевых ФЦП и стратегии не коррелируют друг с другом, а из-за дефицита бюджета целевые планы строительства дорог не сходятся с фактическими. Эксперты уточняют, что стабилизация в экономике до сих пор так и не оживила спрос в строительной отрасли.
Производители дорожно-строительной техники, входящие в ассоциацию «Росспецмаш», сформировали предложения по развитию отрасли для правительства и в ближайшее время направят документ в Минпромторг, рассказали “Ъ” в ассоциации. В документе есть уже известные идеи, например, субсидирование процентов по кредитам на модернизацию производства или ограничение закупок импорта для строительных госпроектов. Но в «Росспецмаше» обеспокоены тем, что не могут оценить потребности рынка в долгосрочной перспективе. Компании настаивают, чтобы при разработке стратегии строительно-дорожного машиностроения до 2030 года были указаны «максимально четкие объемы» предстоящего дорожного или иного строительства. Именно на их основе они планируют прогнозировать объемы реализации ДСТ.
В Минтрансе вчера лишь порекомендовали ознакомиться с госпрограммами на сайте ведомства, в Росавтодоре на запрос “Ъ” не ответили. В «Росспецмаше» поясняют, что объемы дорожного строительства предусмотрены ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» и транспортной стратегией РФ до 2030 года. При этом, по словам замглавы ассоциации Дениса Максимкина, цифры в документах существенно различаются.
Например, в ФЦП предусмотрено в 2010–2018 годах построить и реконструировать 5 тыс. км автодорог федерального значения и 2,2 тыс. км прочих дорог. А в стратегии по целевому показателю «Ввод в эксплуатацию автодорог общего пользования» в 2010–2018 годах предусмотрен ввод сразу 7,1 тыс. км дорог федерального значения (на 42% больше, чем в ФЦП) и 12,5 тыс. км прочих дорог (в шесть раз больше, чем в ФЦП), подчеркивает Денис Максимкин. В стратегии вообще не указаны целевые показатели строительства дорог в 2016–2017 и 2019 годах, в ФЦП нет объемов по строительству и реконструкции дорог регионального, межмуниципального и местного значения в 2018–2020 годах. А в 2016 году этот целевой показатель составлял 3 км для всей России, подчеркивают в «Росспецмаше».
По данным отчета Минтранса по итогам реализации ФЦП за 2016 год, из-за снижения финансирования при оптимизации бюджета целевые показатели действительно выполнены не в полном объеме. Так, прирост протяженности федеральных автодорог без ограничения пропускной способности составил 313,1 км вместо плановых 482,1 км, а для федеральных автодорог для техники с нагрузкой на ось до 11,5 тонн — 354 км вместо 523 км. Строительство и реконструкция федеральных автодорог по итогам 2016 года составили лишь 303,57 км вместо целевых 464,4 км. «В России отсутствуют четкие ориентиры по объемам автодорожного строительства, а планируемые объемы строительства дорог, зафиксированные в нормативных правовых актах, не выполняются»,— заключает Денис Максимкин.
По данным Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, во втором квартале 2017 года сохраняется «крайне низкий» совокупный спрос на услуги строительных организаций. Ограничители спроса — дефицитный федеральный бюджет, хроническое падение реальных располагаемых доходов населения и крайне слабая инвестиционная активность корпоративного сектора по строительству новых зданий. Макроэкономическая стабилизация, позитивные темпы роста промышленности и торговли (принадлежащих к числу ключевых инвесторов строительства), а также тенденция к прекращению спада доходов населения должны были способствовать выходу отрасли из затянувшейся рецессии, рассуждают в НИУ ВШЭ, но этого не произошло. Эксперты предполагают, что эти факторы могут повлиять на улучшение ситуации в строительстве «ближе к середине осени этого года».