Спикер Совета федерации выслушала протестующего
Валентина Матвиенко пообщалась с Сергеем Митрохиным и вызволила его из полиции
Спикер Совета федерации (СФ) Валентина Матвиенко вчера вышла пообщаться с протестовавшим против закона о реновации лидером московского «Яблока» Сергеем Митрохиным, а позже приняла меры, чтобы полиция отпустила задержанного у СФ партийца. «Не прятать голову под крыло» и говорить с людьми спикер СФ призывала власти еще после мартовских акций протеста, но до сих пор никто из политиков такого ранга этого не делал. Эксперт полагает, что открытость госпожи Матвиенко не «погасит страстей» вокруг реновации.
Сенаторы подавляющим большинством в 147 голосов одобрили вчера закон о реновации в Москве, воздержались четверо, голосов против не было. До начала пленарного заседания у СФ появился пикет в исполнении председателя московского регионального отделения партии «Яблоко», активисты которой до этого регулярно пикетировали Госдуму, когда там принимался закон о реновации. На Охотном Ряду с пикетчиками общались лишь некоторые депутаты от КПРФ. Еще до рассмотрения вопроса о реновации на улицу вышла Валентина Матвиенко — в тот момент, когда на вахту в пикете заступил лидер московского «Яблока» Сергей Митрохин с плакатом «В мозгах бы вам реновацию».
«Против чего протестуем?» — пожала она руку господину Митрохину под телекамеры, которые обступили яблочника. Сергей Митрохин попросил перенести рассмотрение закона, так как главное, по его словам, не в том, «дадут больше квадратных метров при переезде или меньше». Закон значительно смягчает для московского правительства нормы действующего Градостроительного кодекса, экологические стандарты и даже «нормы пожарной безопасности». «Пожар в Лондоне видели? — обратился к спикеру господин Митрохин.— Вот хотя бы ради этого отложите закон».
«Рада, что у нас есть неравнодушные граждане»,— сообщила госпожа Матвиенко, напомнив лидеру московского «Яблока», что первоначальный законопроект о реновации и принятый Госдумой закон — «это две огромные разницы». «Мы тщательнейшим образом посмотрели, нарушает ли этот закон Конституцию, нарушает ли права граждан,— пояснила она.— Сегодня у СФ нет никаких юридических оснований отклонять этот закон, потому что он существенно доработан и в полной мере защищает права граждан». При этом госпожа Матвиенко добавила: «Если бы вы были мэром Москвы, не знаю, хватило бы у вас политической воли, чтобы пойти на такой крупный, мощный проект в интересах жителей Москвы». Яблочник в ответ заявил, что у московских властей «не хватило политической воли расселить общежития», и пообещал: «Я еще буду мэром Москвы».
На этом общение Валентины Матвиенко с протестующим завершилось. И омоновцы, дождавшись, пока спикер СФ удалится, подхватили под руки Сергея Митрохина с его плакатом и препроводили в ОВД по Тверскому району столицы, куда его обычно препровождали после каждого пикета у Госдумы. Вчерашнее задержание было у политика уже третьим за последние два месяца (14 мая и 28 мая). Первые два завершились составлением протоколов о нарушении ч. 5 ст. 20.2 КоАП (нарушение порядка проведения публичного мероприятия влечет штрафы от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или обязательные работы до 40 часов). Виновность или невиновность господина Митрохина в обоих случаях установит завтра Тверской районный суд. Третье нарушение митингового законодательства в течение года может повлечь уголовную ответственность.
«Но вчера никакого протокола не составляли,— сообщил “Ъ” Сергей Митрохин.— Со мной поговорил начальник Тверского ОВД Максим Попов, извинился за то, что они вынуждены меня задерживать». И только выйдя из ОВД, господин Митрохин узнал, что своим освобождением без составления протокола он был обязан Валентине Матвиенко. Узнав от руководства «Яблока» о задержании Сергея Митрохина, спикер поручила своим помощникам связаться по телефону с Тверским ОВД и снять проблему. «Своим выходом на улицу к протестующим и последующим участием в вопросе “задержания” председатель СФ Валентина Матвиенко доказала, что она высокопрофессиональный политик, на голову выше спикера Госдумы Вячеслава Володина и всех думских вице-спикеров»,— заявил господин Митрохин.
Напомним, госпожа Матвиенко была единственным в своем ранге политиком, которая после несанкционированной акции протеста в Москве 26 марта этого года на заседании СФ предложила «проанализировать то, что происходит с митингами» (см. “Ъ” от 30 марта). Власть должна «не прятать голову под крыло», а «встречаться с людьми, понимать, почему они выходят на протесты, что их волнует, обсуждать способы решения этих вопросов». «Это — в ее манере, ведь у нее большой комсомольский опыт, потому она и не боится общаться с людьми,— сказал “Ъ” лидер фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков.— Совсем недавно также открыто она общалась с обманутыми дольщиками, которые перекрывали дороги». И это «нормально для политика такого уровня», считает коммунист.
Валентина Матвиенко всегда «подчеркивала свою особую позицию по многим вопросам, и не только в этом году», заявил “Ъ” президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Он не исключает, что в вопросе реновации была «конкуренция, игра на контрасте» с Госдумой, где к пикетчикам «почти никто не вышел, и это обернулось шествием к президентской администрации, а к парламентским слушаниям допустили только часть критиков закона, вышедших в пикет». Но по части «содержания закона о реновации» Валентина Матвиенко «не предложила вчера никаких ноу-хау, которые гасили бы страсти, и ее заявления для протестующих носили формальный характер», считает политолог.