«Мы не являемся гражданами одной страны»
Демократические ценности универсальны для всех, уверен эксперт Совета Европы
В основе гражданственности — активная позиция человека и его желание улучшить жизнь общества, объясняет Кэлин Рус, ведущий эксперт Совета Европы и директор Межкультурного института города Тимишоара в Румынии. Без этого люди становятся жертвами политических популистов.
— Совет Европы использует формулировки «обучение демократической гражданственности» и «обучение правам человека». Что входит в эти понятия?
— Это слишком взаимосвязанные элементы образования, мы рассматриваем их как части целого. Такое образование позволяет людям понять, что такое демократия, и эффективно исполнять роль гражданина в обществе, где есть проблемы, в том числе культурное разнообразие.
Термин «гражданственность» при переводе на несколько языков начинает обозначать обладание паспортом страны или же совершеннолетие. Но речь не об этом. И это не только про тех, у кого есть политические права. Мы понимаем «гражданственность» как очень общий термин, который можно использовать и на местном уровне — в школьном образовании, на национальном уровне и на международном уровне. Сюда же относятся неформальное образование, игры, тренинги, которые проводят негосударственные организации. Обучение затрагивает как детей самого младшего возраста, так и взрослых, в том числе пожилых людей.
Права человека — это не только важнейшие гражданские и политические права и основные свободы, но и другие права, в том числе социальные, например право на образование. Здесь людей учат не только знать права, но и использовать их в демократическом обществе. Например, что вам надо сделать, чтобы ваши права уважали в обществе.
— В Европе сейчас уделяют большое внимание образованию в области гражданских прав. А к чему может привести пренебрежение этой темой?
— Совет Европы начал работать над этой темой 20 лет назад — в 1997 году. Было ясно, что надо что-то делать, чтобы повысить уровень знаний о демократии в разных странах Европы. Если не будет граждан, которые осознают свои права и способности, необходимые для активного участия в жизни общества, то люди станут объектом для недемократических манипуляций разных групп, в том числе политических популистов. Поэтому мы считаем необходимым обучать людей всех возрастов. Ведь популизм включает в себя национализм, ксенофобию, расизм и другие негативные тенденции в обществе. И идея в том, чтобы граждане могли все это побороть. Это можно сделать только путем развития в себе критического взгляда на происходящее, осознания, правильного отношения к этому, а также реального участия в жизни общества, причем это не только голосование на выборах, но и личное влияние на ситуации в повседневной жизни. А чтобы политики начали привлекать общество к принятию решений на уровне региона и государства, нужны активные граждане и сильные неправительственные организации.
— Вы говорите про обучение людей всех возрастов. Но с какого возраста стоит рассказывать детям про такие вещи, как права человека и гражданские права? И как?
— Совет Европы четко говорит: начинать учить с самого раннего возраста. Есть много вариантов, как работать с маленькими детьми в детском саду. Тут надо обучать не теории, а тому, что у всех равные права, что каждый имеет право на достоинство, что надо друг с другом общаться и сотрудничать. Маленьких детей можно научить сочувствию, чтобы понять, как другой ребенок чувствует и думает, как слушать друг друга. Малыши понимают, что разногласия в обществе — естественны, и можно найти способ устранить разногласия ненасильственным образом, причем с выгодой для всех.
Мы твердо уверены в одном: это нельзя навязывать, нельзя научить правам через догмы или морализаторство. И это не должна быть только теория, дети должны сами участвовать в демократической деятельности. Методики есть, в том числе на русском языке, они доступны бесплатно на сайте Совета Европы. Причем их можно использовать в разных школьных предметах. Например, на истории изучать событие не только с точки зрения вашей страны, но и с точки зрения другой страны: в чем сходство двух взглядов на одно событие, в чем различие и почему? Или же можно организовать мероприятия вне уроков, экскурсии, сотрудничать с местными организациями и властью. Можно придумать мероприятия с участием родителей в школьной жизни. Мы настоятельно рекомендуем привлекать учеников к процессам принятия решений в школе, чтобы они могли выражать свое мнение, предлагать изменения в учебный процесс.
— Что самое важное было построено в системе воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека за последние 10–20 лет?
— Есть 20 лет опыта работы Совета Европы в этой сфере, но эта тема гораздо дольше находится в центре внимания. И было бы очень хорошо иметь европейскую систему демократического образования, но у нас ее нет. В разных странах есть более ими менее общие элементы, но гораздо больше различий. Важным достижением стало принятие странами соглашения по Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образования в области прав человека. Принципы, изложенные в хартии, теперь реализуются на практике.
Важным также является достижение согласия между странами о том, что надо сделать в будущем. Например, необходимо подготовить преподавателей всех предметов, чтобы они могли использовать демократические принципы в своей работе. Нужно адаптировать системы образования стран для работы в этом контексте, чтобы принципы отражались во всех школьных мероприятиях, а это означает, что надо работать с директорами школ, чтобы они тоже поддерживали эти принципы. Кроме того, между странами есть понимание важности международных обменов для поддержки качества образования. Это можно сделать через партнерские отношения между школами в разных странах с участием учителей и родителей учеников. Этот вид образования все время требует развития, так как у нас в обществе возникают новые проблемы. И надо постоянно работать с учителями и учениками, чтобы дети могли развивать свои навыки и размышлять о текущей ситуации в обществе, о том, как мы можем сделать демократию не просто неким лейблом, а реальностью, в которой граждане могут быть уверены, что они могут влиять на происходящее и помогать обществу на всех уровнях.
— На конференции в Совете Европы тоже отмечали проблемы, которые надо решить: есть разрыв между политикой и практикой, а также нет системы оценки того, как ведется обучение.
— Да, это важные приоритеты для нас, и на эти проблемы нет легких ответов. Действительно, в разных странах есть различия между заявлениями, которые сделаны в политических документах, и тем, как они передаются на практике. И именно поэтому сейчас мы много говорим о компетентности граждан. Совет Европы продвигает идею о том, что в демократическом обществе нужны не только функциональные демократические институты. Нужны еще и граждане, которые несут культуру демократии и строят общество, в котором ценности и принципы демократии и прав человека понимаются и поощряются каждым человеком. Это должен быть реальный процесс, а не просто оправдание для заявлений о наличии демократического общества.
Качество образования в интересах демократии и прав человека напрямую связано с тем, какое значение уделяется ему в школах. Многие предпочитают делать акцент на других предметах — математика, родной язык, по которым есть экзамены. Тогда возникает вопрос: как мы обеспечим актуальный метод оценки образования в интересах демократии и прав человека? Как оценивать уровень навыков, которые нужно дать ученикам? И как повысить прозрачность системы образования и усилить важность демократического воспитания?
— Не могу не задать вопрос о России. У нас зачастую под образованием в области гражданских прав понимается патриотическое воспитание. Что вы об этом думаете?
— Подход, который продвигает Совет Европы, заключается в том, что демократическое воспитание не должно использоваться только как инструмент развития чувства национальной гордости или продвижения идеи о том, что граждане должны делать все возможное для создания идеального имиджа своей страны. Напротив, мы предлагаем развивать критическое отношение к истории, к текущей ситуации в обществе. Люди должны быть готовы участвовать в улучшении жизни. И когда мы говорим о гражданственности, мы говорим о том, что происходит на всех уровнях — на местном, национальном уровне и на международном уровне. Таким образом, акцент исключительно на патриотическом образовании может иметь определенные риски и фактически противоречить этому подходу, основанному на продвижении универсальных ценностей прав человека и демократии. В то же время подход, при котором гражданское самосознание воспитывается на всех уровнях, не отрицает важности национальной составляющей. Но мы считаем, что «национальный контекст» следует рассматривать как один из многих контекстов, в которых существует человек. А в нем, в свою очередь, есть элементы регионального и местного уровней. Также существуют и другие группы, к которым человек может принадлежать и с которыми может себя идентифицировать, например этнические или лингвистические. Но есть и группы, которые выходят за пределы национального уровня,— например, идентификация себя как европейца, что, с одной стороны, имеет географическую привязку, а с другой — основана на признании общих принципов и ценностей прав человека и демократии. И конечно, самый глобальный уровень — ощущение себя частью мирового сообщества. Это реальность, принимаем мы это или нет. Мы больше не являемся лишь гражданами нашей страны, России или какой-либо другой, мы являемся гражданами мира и хотим продвигать ценности, которые, как мы полагаем, универсальны во всем мире.