Киру Муратову и Нану Джорджадзе позвали на «Оскар»
Кинорежиссеры попали в список приглашенных в Американскую академию киноискусств
Американская академия киноискусств и наук огласила список «новобранцев». Новый призыв побил прошлогодний рекорд: если в 2016 году ряды академии пополнили 638 человек, то в 2017-м — 774 человека из 57 стран.
Беспрецедентен и возрастной диапазон новобранцев. Старейшей из них — Бетти Уайт, звезде ситкомов еще 1950-х, ведущей телешоу и шестикратной лауреатке «Эмми»,— 95 лет. Актрисе Эль Фэннинг всего 19, впрочем, и снимается она с трех лет.
Постсоветское пространство представлено двумя славными — и заодно поддерживающими гендерный баланс, о котором тревожится академия,— режиссерскими именами. Избрание Наны Джорджадзе вполне предсказуемо: она уже давно не грузинский, а европейский кинорежиссер. Зато приятная неожиданность — пусть и дико запоздалое, но признание заслуг одесситки Киры Муратовой, самого юного, легкого, парадоксального и оригинального гения советского и постсоветского кино. Патриотическую гордость можно испытать и за кумира советских зрителей 1970-х Амитабха Баччана («Месть и закон»): СССР был первой страной, оценившей великолепие Болливуда, открытого прочим миром после выхода «Миллионера из трущоб», нагло имитировавшего болливудские приемы.
Академия оперативно отреагировала не только на оскаровскую победу «Лунного света», выбрав режиссера Барри Дженкинса, но и на фестивальную моду на филиппинское кино, оказав честь сразу двум олицетворяющим его режиссерам. Двум невыносимым гениям: Лаву (родители назвали его так в честь товарища Берия) Диасу, автору многочасовых фресок из национальной истории, и кровавому Брильянте Мендосе («Резня»). Зато для признания заслуг ближайших соседей — латиноамериканцев — академии потребовалось несколько десятилетий. Среди академиков-2017 — патриарх мексиканского кино Артуро Рипштейн, отцы нового бразильского кино 1960-х Карлос Дигез и Нельсон Перейра Душ Сантуш, последний сюрреалист мирового экрана Алехандро Ходоровский.
Столь же запоздавшим кажется избрание едва ли не последнего из живущих отцов американского «подпольного» кино Йонаса Мекаса, великого индуса Мринала Сена, насмешливого Идрисса Уэдраого из Буркина-Фасо, венгерского классика Марты Мессарош. В том же ряду — основоположник алжирского кино и единственный африканец, удостоенный каннского золота, Мохаммед Лахдар-Хамина и еще один советский любимец Франко Неро, сыгравший 40 лет назад Джона Рида в эпопее Сергея Бондарчука «Красные колокола».
Среди других новоизбранных, но уже знаменитых академиков — музыканты Анджело Бадаламенти, Ник Кейв и Джастин Тимберлейк, актеры Моника Беллуччи, Шарлотта Генсбур, Сиенна Миллер, Вигго Мортенсен и Мэгги Чун, режиссеры Фатих Акин (Германия), Ким Кидук (Южная Корея), Такаси Миикэ (Япония), Джонни То (Гонконг), Чан Ань Хунг (Вьетнам), Ильдико Эньеди (Венгрия).